Posted 21 марта 2023, 21:18
Published 21 марта 2023, 21:18
Modified 21 марта 2023, 21:18
Updated 21 марта 2023, 21:18
Почему так происходит? Ответ прост: для российского футбола зритель — не важен. Собственно, как и для практически всего российского спорта. Ответ получен. Расходимся. Действительно, это достаточно банально и предостаточно верно. Что такое зритель? Это не только поддержка в матче (для этого можно включить интершум), это — доход футбольных команд. Но тут и кроется та самая «загадочная» составляющая российского футбола.
Да, конечно же, он покупает билеты. Но значения это большого в России не имеет. Даже при заполненных стадионах, процент дохода от билетов из общего количества доходов для российских футбольных клубов — 5-6%. И это было в 2018 году — рекордном году по уровню посещаемости российских стадионов. Чемпионат мира поднял интерес. Всего 6% (!!!) Сейчас доходы от зрителей даже при заполненных стадионах составят в среднем примерно 3,5%.
Для сравнения, доходы команд от билетов в высшем дивизионе Швеции или Шотландии составляет 25% и даже 40%. В Англии или Испании клубы имеют доход примерно на уровне 15% (подробней о цифрах у коллег из Sports.ru). И это, потому что продают ТВ-права за границу. От этого имеют хороший доход на внутреннем рынке. Тем не менее, потерять 15% или 25% — это сильный удар по бюджету. А 40% — это катастрофа.
В России потери клуба составят только 3,5%. И то, если на клуб ранее ходили люди, а потом из-за Fan ID перестали это делать. Согласитесь, не велика потеря: примерно 3,5 рубля из 100. Многие вовсе — и того не имели.
У нас главный доход клуба составляют ТВ-права от партнера, рекламные деньги и средства владельца. В качестве «средств владельца» в подавляющем большинстве выступают деньги из бюджетов регионов. Именно поэтому, как только начинаются проблемы с бюджетом, команду бросают, и она катится на дно российского футбола или просто исчезает. Содержать 16 команд высшего дивизиона и 20 команд первого? Нет в России столько состоятельных людей и частных компаний, которые готовы вкладывать в спорт (сарказм).
Другая статья дохода для футбольных команд в мире — это атрибутика. В России это, опять же — не так. Атрибутика стоит дорого, у людей денег нет. Тратиться на маечку за 3,5 тысячи рублей или на шарфик за 1,5 тысяч люди не будут, в большинстве своём. Точнее, купят пиратскую копию на рынке и шарфик за 300-500 рублей на тротуаре перед игрой. И, как отметила замечательная Ольга Смородская — купят одну футболку, и ходят в ней несколько лет. В общем, денег от этого российские клубы практически не получают.
Здесь тоже всё достаточно печально. Самый популярный матч в России в этом сезоне — матч «Спартака» и «Зенита». К экранам прильнуло примерно 1,4 миллиона человек. Остальные матчи собрали менее миллиона, сильно менее.
Для сравнения — в Великобритании более 50-ти матчей вышли за пределы 2,5 миллионов человек при населении этой страны в два раза меньшим, чем в России. Общая аудитория футбола там составляет 40% населения в сезон.
Сколько матчей в России попали в топ трансляций за год? Ответ прост — ни один.
Наш зритель с упоением смотрит вечерние шоу, где поп-звёзды поливают друг друга нечистотами, а англичане смотрят футбол? Нет, это не так. Там тоже обожают эти пустые бредовые шоу. Но вместе с ними, массово смотрят и футбол. У нас — нет.
Каков итог? Он достаточно прост. Зритель для российского футбола и спорта — не важен. Не важен этот зритель по причине своей несостоятельности. В России у среднестатистического человека попросту нет денег для того, чтобы тратить их на любимый клуб. Если к этому нежеланию прибавить ещё Fan ID, то желание пойти на стадион в выходной день автоматически превращается в ничто. В бутылочку напитка у телевизора. И то, в лучшем случае.