Posted 10 июня 2022, 10:05

Published 10 июня 2022, 10:05

Modified 25 декабря 2022, 20:55

Updated 25 декабря 2022, 20:55

Зря не смотрите назад, в 90-е: как спасти авторынок

10 июня 2022, 10:05
Евгений Мельченко
Авторынок, как и автопроизводство в России переживает беспрецедентно тяжелые времена. Что же делать в такой сложной ситуации.

Напомню, на территории России сейчас работают только два предприятия автомобильной промышленности. Это завод УАЗ и китайский Haval в Тульской области. Завод Volkswagen в Нижнем Новгороде, например, уже сокращает сотрудников. С УАЗ всё понятно, там есть госзаказ, который нужно исполнить. А китайцы не испытывают дефицита с комплектующими. Остальное — встало. АвтоВАЗ попытался производить «пустые» Lada Granta, но хватило только на сутки. Остановились из-за отсутствия комплектующих. Наверное, к лучшему: выпускать такой хлам в XXI веке нужно законодательно запретить. Он ещё и ценник имеет выше 600 тысяч рублей, что и вовсе — смешно. В целом, ситуация с авторынком — под текстом по ссылкам.

По сути, сейчас производственные площадки автозаводов можно смело вывозить на пункты сдачи металлолома. Без иностранных комплектующих и запчастей ничего работать нормально не будет. Но самое главное в нашем веке — ничто не будет работать без программного обеспечения. А оно у нас практически везде — иностранное. Помахали платочком тысячам it-шников, которые уехали из страны? Получайте. Но выход есть.

Достаточно просто взглянуть в 90-е годы прошлого века. Каким бы то деструктивным временем не было, но там есть, чему поучиться, что применить сейчас. Первое, что можно было бы применить — отменить ввозные таможенные пошлины на автомобили. Это помогло бы сильно раскрутить маховик вторичного рынка. Вернуть те самые автобарахолки и авторазборки. Вернуть людям возможность выбора. Вернуть владельцам иномарок (а их в России более 75%) недорогие запчасти, а бизнесменам — возможность заработать.

И самое главное — не лезть в этот рынок с пресловутым госрегулированием.

Многие дилеры уже переходят на торговлю подержанными автомобилями, что с отменой пошлин подстегнуло бы к здоровой конкуренции на рынке. Обилие предложения также позволит снизить цены на авторынке. Рынок — это саморегулируемая система. В случае с авторынком — тем более. Кто-то скажет, что это убьёт наш автопром. Да, это возможно. Но он нам в том виде, который есть, не нужен. И это стоило признать давно. «Жигули» из иностранных комплектующих за миллион рублей — это бред сумасшедшего.

В целом, новый автомобильный бум можно сделать реальностью. Тем более, у нас есть уже опыт и пример, который доказывает состоятельность этой идеи. Те самые 90-е привели к тому, что к началу 2000-х у нас уже начал формироваться цивилизованный рынок с понятными правилами игры. Да, есть и негативные стороны в виде нового передела рынка, захвата каналов поставки автомобилей и т.д., но это вполне нормальный период эволюции того или иного сектора экономики. Видимо, нам стоит опять войти в эту воду, снова пройти некое «очищение» свободным рынком. В противном случае, мы откатимся ещё дальше: к мечтам о «Мерседесе» на гнилых «Жигулях».

Ну, и в заключении стоит отметить, что нужно всегда помнить простую истину: живём мы в XXI веке. В период глобализации и мировой экономики, которая не предполагает локализации производства в одной стране. Даже в Китае такого не наблюдается. Всё равно, они закупают огромное количество сырья и комплектующих за границей. И перестань им это поставлять, как Поднебесная скатится в канаву с лидирующих позиций в мире. Чего уж говорить о России?

P.S. Автомобильная промышленность и самолётостроение — это самые импортозависимые отрасли промышленности и экономики не только в России.

Подпишитесь