Что ждёт авторынок в новом 2023 году? Таким вопросом задаются многие жители нашей страны. Если учесть ситуацию на рынке в прошедшем 2022 году, то что-то в этой области точно предсказать достаточно сложно. Хотя, есть некоторые моменты, которые в 2023 году точно не случатся. Об этом — мнение автомобильного обозревателя.
На автомобильный рынок в начавшемся году будет влиять огромное количество факторов. Конечно же, имеет значение завершение или незавершение понятно какой истории. Но даже при её окончании, существенно ничего не изменится ещё на много лет. И к этому нужно привыкнуть, чтобы не витать в облаках, не строить воздушных замков. Розовых единорогов в виде многомиллионного спроса и предложения на российском авторынке не будет ещё долго. Это не годы, а — десятки лет. Но и биться головой о стену тоже не стоит. Рынок будет. Но будет он иной.
Но перейдём к конкретным цифрам. Мой прогноз — примерно 700 тысяч проданных автомобилей в 2023 году. Плюс-минус 100 тысяч. То есть, это рост рынка на уровне 5-10%. Это, что касается оптимистического прогноза в случае отсутствия экономических катаклизмов. В 2022 году российский авторынок провалился на 57,5%. В текущем году отыграет совсем немного из потерянного ранее. Но это, всё равно, будет нерадостная картина в сравнении с предыдущей его историей.
Но тут стоит обратить внимание на качественный состав рынка. И это можно назвать главной особенностью нового рынка, новых реалий. То есть, это будут автомобили преимущественно российского производства с примерно 50-процентной составляющей продукции Волжского автозавода. Что касается иномарок, то они будут, в основном — китайского производства. Неотвратимость «китаизации» российского авторынка можно признать уже сейчас. И она будет расти при сохранении нынешнего положения дел на рынке. Мой прогноз — до 35% китайских брендов в общем количестве продаж.
Да, есть параллельные поставки. Но не думаю, что они превысят 10-процентный барьер. Думается, будут гораздо ниже этой отметки. В течение нескольких лет при сохранившейся ситуации значение параллельного импорта, несомненно, вырастет. Мы постепенно опять вернёмся к «перегонщикам» а-ля 90-е годы. Но, скорее всего, это будут делать за них крупные игроки из бывших и действующих автомобильных дилеров. Сейчас этот процесс только начинается, но уже позволяет хоть что-то зарабатывать на крупных партиях автомобилей европейских или японских брендов из Китая, Казахстана или Турции.
Что касается премиального сегмента авторынка, то он в настоящий момент и в ближайшей перспективе будет играть несущественную роль в его формировании. Как говорится, не до жиру, быть бы живым. Как и выше было сказано, живучесть рынка обеспечат именно российские машины. В частности, продукция АвтоВАЗ, как и говорилось выше. «Параллельные» Bentley или Rolls-Royce — это капля в море продукции АвтоВАЗ.
Отдельно можно обратить внимание на то, что многие ушедшие официально из России компании, не отказываются от обслуживания своих автомобилей на нашей территории. Запчасти поставляются через приграничные страны. О чём, кстати, прекрасно знают европейские производители, но этому не мешают. Такая ситуация, очевидно, будет продолжаться и далее, в 2023 году. Более того, некоторые компании (французские, например) не против производства своих автомобилей на территории России под иными брендами. Но тот же АвтоВАЗ называет такой ход финансово невыгодным в данный момент. На изменение ситуации в будущем надежд мало из-за колоссальных сложностей с поставками комплектующих. И рисков, с этим связанных.
Также стоит отметить цены на автомобили в 2023 году. Согласно прогнозам, они будут расти, но незначительно (сравнительно). В пределах 15-20% за год. Опять же, если не случится каких-либо экономических катаклизмов. Повышение цен уже произошло по некоторым марка в самом начале года. То есть, процесс вполне нормальный, происходящий ежегодно.
Итог — этот год для российского авторынка станет переходным. Именно для нового российского авторынка. О прежнем, наверное, стоит побыстрей забыть.