По количеству продаж эта дата уже превзошла знаменитую «Черную пятницу», которая также популярна по всему миру. Как так получилось? Здесь ответ очевиден: праздник родом из Китая. Стоит китайскому населению подхватить какую-либо «фишку», и коммерческий успех обеспечен. Зачастую, заразительная инициатива китайцев перекидывается на США и Европу. Так случилось и в этом случае — с датой 11 ноября.
Автором именно международного дня «11.11» стал знаменитый китайский онлайн-магазин AliExpress. Точнее — Джек Ма и его компаньон, глава корпорации Alibaba (которая владеет «Аликом»). Да, многие разочаруются. Сочетание этих двух цифр не значит ничего такого, типа приносящего удачу, притягивающего успех и так далее. Есть в китайской традиции такое число. Это «восьмерка». Но тут её, очевидно, нет никаким образом. Но Ма стал автором именно этого дня распродаж, но авторами самого праздника стали другие люди.
Это студенты университета Нанкин, которые в далеком 1993 году начали отмечать «День холостяка». В этот день студенты всячески озорничали и, что самое главное, гуляли по магазинам, покупая друг другу всякую мелкую ерунду. Это заметили продавцы, которые начали в этот день делать распродажи, привлекая всё больше молодежи. Со временем, этот день стали называть в Китае «Днем шопинга» (даже «Всемирным Днем шопинга»).
Так вот, Джек Ма оседлал волну, и в 2009 году на своей онлайн-площадке провел первую распродажу. Тогда это был онлайн-магазин Tmall (Taobao Mall). Но Ма — это больше инвестор, без которого этого бы не случилось. Автором идеи называют Дэниэла Джана, компаньона Джека Ма, ныне управляющего Alibaba. Эффект оказался мощным — прибыль в размере 135 миллионов долларов. Следующий скачек произошел через 8 лет: в 2017 году магазин AliExpress провел именно общемировую распродажу 11 ноября. То есть, праздник шопинга вышел за пределы Китая. Эффект оказался в разы мощней, чем предполагали маркетологи. В то время «Черная пятница» принесла компании 11 миллиардов долларов. В день «11.11» рассчитывали на 5-6 миллиардов. Это была цель по максимуму. Приемлемой для маркетинговой акции была бы даже и меньшая сумма. Но по факту распродажа принесла 25 миллиардов долларов, перебив «пятницу» более чем в два раза. Кто-то тогда даже назвал этот эффект днем «свержения черной пятницы».
С тех пор каждый год прибыль в день распродаж 11 ноября только росла, никогда не падая. В 2020 году доход превысил 74 миллиарда долларов. Причем более 38 миллиардов покупатели «занесли» на сервис в первые полчаса первого дня распродаж (да, её продлевали уже на несколько дней).