Posted 2 августа 2021, 22:04

Published 2 августа 2021, 22:04

Modified 24 декабря 2022, 23:25

Updated 24 декабря 2022, 23:25

История морского порта в Сочи: интересные факты и загадки

2 августа 2021, 22:04
Снова поговорим о локациях городов Краснодарского края, которые известны не только в регионе, но и по всей России.

Олимпийский огонь, «Формула 1», Роза Хутор и Олимпийский парк. Сейчас этот набор, как правило, можно услышать от туристов, когда нужно узнать ассоциации с городом Сочи. Но так было далеко не всегда. Многие из нас прекрасно помнят, что Сочи для людей в возрасте 40+ вызывал несколько иные ассоциации: море, вокзал, морской порт и парк «Ривьера». О железнодорожном вокзале мы рассказывали ранее, даже о его мистических часах на башне, о «Ривьере» — совсем скоро. А сегодня расскажем о здании морского порта. Точнее, как его официально называют, здание морского вокзала. Причем, это не глубокий исторический экскурс, их можно найти на просторах сети немало. А вкратце рассказанная история с некоторыми интересными моментами.

История морского вокзала Сочи

Основать поселение на берегу моря и не пользоваться таким ресурсом, как море — достаточно глупо. Это понимали и основатели форта Александрия, который имел место быть с 1838 года на месте нынешнего Сочи, Центрального района. Это был небольшой форт. Как отмечают историки, построенный из дерева, с небольшим применением камня. То есть, больших массивных каменных стен, как это было в огромном количестве крепостей, там не было. Но был непосредственный выход к морю. Небольшие суда заходили в устье реки Сочи, где происходила их разгрузка и загрузка. В том числе, пассажиров. Это, когда уровень воды в реке позволял. В остальных случаях всё это производилось на лодках с рейда у форта. Часто из-за погодных условий это вообще было невозможно. А первый настоящий причал построили только в 1872 году, когда в Сочи открылось отделение Русского общества пароходства и торговли.

Как Сочи стал так популярен среди отдыхающих? Стал, по сути, курортом для россиян. Причём, для достаточно состоятельных россиян. Тут можно смело провести параллель с нынешним временем. Дело в том, что популярным Сочи стал во времена Первой Мировой войны, когда из-за понятных причин, выезжать за пределы страны достаточно долгое время было попросту нельзя или очень опасно. То есть, пришлось заменить французский или итальянский берег на российский. Ближе к средиземноморским берегам оказался Сочи. Сюда устремились состоятельные сословия России, что дало мощнейший толчок к развитию города и всего черноморского побережья. То есть, можно смело провести параллель с нынешними коронавирусными обстоятельствами, когда на некоторое время выехать за границу стало невозможно.

Хотя, советские времена также практически не предполагали альтернатив Черному морю. Первым по значению курортом Союза Сочи сделал, естественно, Иосиф Виссарионович. Он пожелал там иметь дачу, где лечился водами Мацесты. Это заставило сделать город лучшим на побережье и не только по доступной населению инфраструктуре. Появилось около 30-ти санаториев, лечебницы. Ну, и в 30-е годы тут появилось первое деревянное здание морского порта, 200-иетровый свайный причал и судоремонтные мастерские. К сожалению, Великая Отечественная война внесла свои коррективы в развитие Сочи. Точнее, притормозила примерно на 15 лет. Хотя, с другой стороны, будучи городом-госпиталем, он получил сильный толчок к развитию: получили новый виток развития здравницы и всевозможные природные лечебницы.

Нынешнее здание было построено в 1955 году. Является памятником архитектуры. Авторами проекта выступили Каро Алабян и Леонид Карлик. Возобновлено строительство после войны было в 1947 году, а к 1948 были возведены грузовой и судоремонтные причалы. Стиль здания, естественно — сталинский ампир. Как и сочинского вокзала, о котором мы ранее рассказывали. Шпиль здания порта (примерно 38 метров) выполнен из нержавеющей стали, а венчает его 3-метровая в диаметре звезда Ордена Великой отечественной войны первой степени. У основания шпиля расположены несколько скульптур автора Ингала В.И. Они расставлены на первом и втором ярусе из трёх. Скульптуры мужчин с оленем, птицей, подсолнухом с пшеницей и виноградной лозой означают стороны света, а 5-метровые скульптуры женщин на первом ярусе — времена года. На третьем ярусе — скульптуры дельфинов, которые символизируют 12 месяцев года и богатство побережья. Есть мнение, что сочинский вокзал сделан по мотивам здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Возможно, это так. Много похожих мотивов.

Фонтан у морпорта Сочи

Не менее символичен и фонтан, установленный перед зданием морпорта. Это не просто какая-то женщина посередине струй воды. Это — отдельная история, полная смыслов, загадок и метафор. Фонтан представляет собой большую (7 метров) чашу, в центре которой сидит богиня мореплавания. Если соотнести эти сведения с древней историей, то это могла быть Артемида Эфесская, но внешне скульптура не ранние изображения Артемиды не похожа. Местные называют её Афина-Паллада. В левой руке у неё лоция (свиток) и корабль, а второй рукой она якобы успокаивает море, благословляя моряков. Тем не менее, у некоторых моряков есть такое мнение, что богиню стоило бы обратить лицом к морю, так как пока это смотрится, как будто богиня останавливает моряков, предостерегая от выхода к морю. Но это, скорее, из разряда суеверий, которые под собой почвы не имеют.

Загадки сочинского морского порта

Главной легендой порта можно назвать историю о том, что в неких подвалах там имеются помещения для военных водолазов, а также целый арсенал специального снаряжения и подводного оружия. Помещение находится под прямым управлением ФСО. Когда в Сочи приезжает большая делегация, в этих помещениях боевые водолазы снаряжаются, и опускаются в воду, выплывая под причалом на боевое дежурство. Это сделано было ещё в советские годы. Во избежание провокаций, когда Сочи стал витриной страны, и сюда прибывали, в том числе морем, всевозможные иностранные делегации.

Ещё одной неподтвержденной историей является ситуация с челноками. Дело в том, что в 90-е годы порт стал убыточным, пока его не приватизировали в составе новороссийской компании, и не были запущены паромы в Турцию. На них в Трабзон и Стамбул в огромных количествах плавали челноки, которые возили дешевые доступные россиянам товары. Так вот, многие из них использовали этот путь для того, чтобы отправиться в Европу за лучшей жизнью. Однако, есть мнение, что многих из них можно было бы найти на дне Черного моря. Как будто, в многочисленных разборках гибли люди, которых просто пускали на дно. А в год, между прочим, в Турцию и обратно ездили за товаром около 150 тысяч челноков. Кто из них просто решил бежать из России, а кто, возможно, закончил свое существование по пути, никому достоверно не известно.

Есть мнение о том, что из «тех самых» подвалов порта можно попасть в одно из потайных помещений в районе пляжа у концертного зала «Фестивальный». Кстати, для многих будет открытием то, что от морского порта практически до «Жемчужины», тот самый пляж «Маяк» — искусственный. Его в конце 50-х годов насыпали искусственно, примерно во время строительства здания порта и причалов. Там была гора (где и был маяк), до подножия которой течения размыли пляжи, их не было.

В наших ближайших публикациях мы расскажем (и, возможно, также покажем) о других многочисленных достопримечательностях в населенных пунктах Краснодарского края.

Подпишитесь