Есть огромное количество его поклонников. Есть огромное количество его противников. Ситуация для шоубизнеса стандартная, если учитывать предпочтения аудитории. Всегда есть часть людей, которым нравится тот или иной исполнитель, и есть часть, которой он не нравится. Часть людей вообще не в курсе, что происходит в культурной жизни страны или мира, а предпочитают отстраниться от всего этого, пересматривая и переслушивая продукт 40-летней давности и старше. И это — нормально. Но мы поговорим немного о явлении, имя которому «Голос».
Понятно, что продукт этот не российский, но близок нам по духу. Всевозможные «Музыкальный ринг», «Музыкальный лифт» (1980-е), «Шире круг», «Утренние звёзды» в начале 90-х (кстати, переводится, как «Моргенштерн», простигоспади) были у нас с советских времён, и немало нынешних звёзд шоубиза и «рок-идолов» именно оттуда и родились. Это не говоря о смотрах молодых талантов в Юрмале. Поэтому достаточно странно слушать претензии к нынешнему популярному шоу в стиле «вот раньше такого не было, раньше певец — это голос, консерватория, образование и так далее и далее». По сути, выходили те звёзды из подобных шоу. А отбор в музыкальную школу или театр — не шоу? Вот вам конкурсанты, которые поют или показывают сценку из классики, вот жюри и оценки — проходит конкурсант в следующий тур или нет. Также дело в том, что и сейчас музыканты — это тоже образование, тоже голос и так далее.
«Кстати, идею о шоу, где театральная комиссия отбирает актеров, обучает их, а потом ставит спектакль — дарю. Хотя, возможно, она уже где-то была озвучена»
Тем не менее, «Голос» стал действительно настоящим явлением. Возможно, благодаря авторитетному жюри, которое, кстати, возвращается в 10-м юбилейном сезоне. Если Билан и Пелагея — это очень качественное олицетворение задора и обаятельности, то в плане профессионализма к Агутину и Градскому вообще вопросов никаких быть не должно. Даже со стороны критиков проекта. Что касается его поклонников, то даже Кобзон в своё время хвалил проект именно за уровень профессионализма жюри.
Другое дело: за что его критиковать? Основной посыл в первых сезонах был примерно таков: «какое право они имеют судить таланты». Затем это с изменением в составе жюри усугубилось. Но аудитория у шоу была. Первые три сезона перескочили отметку в семь, а второй сезон и вовсе достиг практически 10-процентного (TVR) результата. Это очень много. И даже последующие сезоны были не обделены вниманием. Хотя многие их называли провальными. Показатели плавали от 4,8 до 7-процентного показателя внимания, что очень даже неплохие цифры.
Это говорит о том, что шоу при всех его недоброжелателях имеет огромную аудиторию. Тут же можно отметить и психологический момент. Дело в том, что люди следят на протяжении сезона не только (и не столько) за творческими метаниями участников, а именно — за человеком. Это, на самом деле, и есть то, что можно назвать словом «круто». Как настоящий качественный продукт шоубизнеса, «Голос» имеет моменты предвосхищения (анонс нового сезона и выбор членов жюри), интриги на закрытых прослушиваниях, момент профессионализма членов жюри, когда они выбирают номера и пары для выступлений, пытаясь показать самые сильные стороны конкурсантов. И, конечно же, характеры самих конкурсантов.
Есть и «закулисо» этого популярного шоу, которое касается именно отбора перед отбором. То есть, отбора тех, кто реально дойдёт до телевизора. Например, на той стадии отсеяли невероятно талантливого лидера команд «Rock Privet» и «Нэил Шери». Тем не менее, это можно расценивать, как и положительный момент. Иначе, непонятно, было бы у этих проектов такое развитие, какое они получили сейчас. Помимо такого известного случая, в шоу не проходили и выпускники консерваторий, и профессиональные вокалисты. Нужно понимать, что «Голос» — это, как и выше было сказано, продукт шоубизнеса. То есть, человек не только должен обладать талантом, но и быть выгоден с точки зрения того же шоу, которое и является — бизнесом. И это тоже — нормально.
Напоследок, мнение Юрия Лозы о шоу. Как всегда, оригинальное.
«Когда Полина Гагарина говорит, что у кого-то интересный голос, то она врёт. Она не заинтересована, чтобы вместо неё на корпоратив в Анадырь поехала та девочка, которой она восторгается»