Posted 13 августа 2021, 10:13
Published 13 августа 2021, 10:13
Modified 25 декабря 2022, 20:57
Updated 25 декабря 2022, 20:57
Вообще, сильно удивительно, почему до сих пор не было снято ничего сносного о творчестве Хоя и «Сектора Газа». Фильм, о котором сейчас пойдёт речь снял человек в определённых кругах очень известный. Это Павел Селин, который ранее снял про Шевчука «Юру музыканта». Причём, очень неплохо получилось. Если сравнивать с тем, что у нас имеется в этом жанре — получилось отлично. Исходя из этого опыта, от «Хоя» ждали качества. Тем более, многие, кто думает, что это важно, отметили воронежское землячество Селина и Клинских.
В принципе, вопрос этот можно было задавать и при жизни артиста, и после его трагической смерти: о чём Хой? О подворотне? О молодости? О безысходности современности? О русском пофигизме («ну, и няхай!»)? О панк-роке в самом остром его проявлении? О религии можно было найти несколько достаточно глубоких мыслей. И очень радует, что Селин именно эти вопросы в картине поставил, и попытался на них ответить. Как опытный психолог: с самого начала до самого конца жизни Юрия. Более того, в фильме столько нового и оригинального, что даже самые ярые и преданные поклонники и летописцы «Сектора Газа», наверняка, не видели. Не могли видеть.
Возможно, поэтому. Возможно, по иным причинам, их совокупности, смотрится полуторачасовой документальный фильм на одном дыхании, просто выстрелом. Местами ловишь себя на мысли, что смотришь не про Юру, а про время. ДК конца 80-х, дискотеки, угар и предсмертные судороги отъезжавшего в мир иной Союза. Всё тут есть, пронизывает фильм насквозь. И радует, что нет сильной концентрации на Клинских, как главного героя, персонажа эпохи. К тому же, таковым он не был. Точнее, был, но «одним из». Одним из маркеров определённого времени в памяти огромного количества людей.
Яркий и невероятно мрачный, весёлый, и одновременно грустный до слёз, прямой и открытый, и одновременно с двойным, а то и тройным дном. И это режиссеру удалось показать, рассказать практически о каждом таком проявлении и причинах поведенческих моделей Хоя.
«Эпоха умирает, забирая своих героев. Им просто нет места в других обстоятельствах»
Многие, наверное, расстроятся от того, что тут нет героя с гитарой, нет нашего доморощенного Джонни Роттена, Сида Вишеса или Джоуи Рамона (Хаймана). Здесь человек со своими головняками, проблемами самоопределения, долей самоиронии и заурядности. Кто-то скажет, что Клинских — это уникум, гений и так далее. Конечно же, это не так. Несомненно, талантливый парень, который попал в аудиторию, которая в нём нуждалась в определённый момент. С другой стороны, примерно так некоторые недоразумения говорят о Есенине. Мол, и талантливей него были современники (нет, не было). А сравнение вполне уместное. Даже по жизни уместное.
«Юра пел про того самого «мужика», который жил в той самой деревне, которую лучше остальных воспел Есенин»
Захотелось ли после этого поставить в плеере «Сектор Газа»? Нет, не захотелось. Всё-таки, это для меня и для многих таких же детей 80-х годов — это что-то из области икон юности. Слушается по настроению и должно быть уместно по случаю. Хотя, в машине, конечно же, the Best от «Сектора» имеется, всегда наготове. Развеивает ли фильм флёр звезды Хоя, как одного из лидеров поколения? Нет. Наоборот: расставляет во многих вопросах все точки над i.
P.S. Посмотреть фильм можно на платформе Premier.one (держите ссылочку). Оно того стоит. Причём, регистрироваться не обязательно.