В основном, они касались методов «разгона» митингующих и контроля порядка на таких мероприятиях. Но этот вопрос сегодня мы рассматривать не будем. Оставим это нашим юристам на потом, для конкретных случаев. А обратим внимание на то, что происходило после задержания того или иного человека. Насколько правомерны некоторые действия сотрудников органов правопорядка. Очень много вопросов возникало по поводу процедуры дактилоскопии после задержания. У людей в обязательном порядке брали отпечатки пальцев. Главные вопросы задержанных понятны и просты: почему меня вносят в базу правоохранителей? На каком основании это делается? И имеет ли право сотрудник полиции дактилоскопировать меня в случае задержания? Наверное, стоит объединить эти вопросы.
Если говорить о сотрудниках силовых ведомств, то они в случае принудительного дактилоскопирования (добровольно на эту процедуру, вряд ли, кто-то соглашается) объясняют это законом о государственной дактилоскопической регистрации, который действует в Российской Федерации. Это Федеральный закон от 27 июля 1998 года за номером 128-ФЗ. Вот только там ничего не сказано о том, что люди, задержанные на митинге (например) должны проходить эту процедуру. Там есть Статья 9 «Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация», которая определяет группу лиц, которая попадает под обязательную процедуру дактилоскопии. Это госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, призывники, военнослужащие, налоговики, сотрудники МЧС, моряки, частные охранники и так далее. Также обязательно дактилоскопируют иностранных граждан, которые переезжают в Россию на ПМЖ, которые подвергаются депортации, всех неопознанных трупов и преступников.
Что касается задержанных по административным статьям, вина которых не доказана на момент задержания, то ничего об этом в законе не сказано. То есть, человека в таком случае дактилоскопируют незаконно. По этому поводу есть пункт «Ж» Статьи 9 вышеуказанного закона, который гласит, что обязательной дактилоскопии подвергаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:
Принудительную дактилоскопию оспорил в суде Алексей Заколюкин, который был задержан во время одного из шествий. Суд Верх-Исетского суда удовлетворил иск Заколюкина (адвокат Роман Качанов). Судья Лада Никитина признала действия правоохранителей ОП №9 (г. Екатеринбург), которые фотографировали задержанного и провели процедуру дактилоскопии, незаконными. Удалят ли информацию о задержанном из базы или нет, пока непонятно. Но тут, как объясняют юристы, главное в самом признании незаконными этих действий правоохранителей. Тут же стоит отметить, что это — решение отдельно взятого суда и отдельно взятого судья. Прецедентного права в российской судебной системе нет. Хотя, в июле 2020 года Верховный суд России по результатам пленума порекомендовал применять прецедентное право к типовым делам по всей стране. Является ли такое действие или дело «типовым», с высокой долей вероятности — да. Так как, вышеуказанный закон действует на всей территории России в равной степени.