Posted 21 февраля 2022,, 12:22

Published 21 февраля 2022,, 12:22

Modified 24 декабря 2022,, 23:25

Updated 24 декабря 2022,, 23:25

Стукачество или гражданский долг: летом начнет работать «Народный инспектор»

Стукачество или гражданский долг: летом начнет работать «Народный инспектор»

21 февраля 2022, 12:22
Фото: Новые известия Кубань
С 1 июня текущего 2022 года в России должен заработать «Народный инспектор».

Это такое специальное приложение для того, чтобы фиксировать нарушения правил дорожного движения. Его установить можно будет на обычный смартфон. Непосредственно в приложении можно будет снять на камеру нарушение, и отправить на рассмотрение в органы ГИБДД. Предоставить можно, как фотографии, так и видеозапись. На основе этих материалов сотрудники полиции будут выносить решение, передавать в суд или просто выписывать штраф.

Стоит отметить, что приложение не обезличенное. Все данные заявителя будут переданы с жалобой. Это обезопасит систему от фейков, ложных сведений. И поможет обозначить ответственное за информацию лицо. То есть, посылать анонимки не получится. За ложный донос, если говорить простым языком, можно поплатиться самому.

Как относятся к инициативе люди. Мы опросили более 300 человек в Краснодаре на предмет отношения к «Народному инспектору». Кто-то называет эту инициативу давно напрашивающейся. Странно, что в XXI веке такое приложение до сих пор не заработало. С другой стороны, многие называют инициативу банально «стукачеством». Мол, это дело полиции. Пусть сотрудники правоохранительных органов и занимаются.

  • За «Народного инспектора» — 44%.
  • Против фиксации нарушений обычными людьми — 34%.
  • Всё равно, кто будет фиксировать — 22%.

Таким образом, можно сказать, что мнения по этому поводу разделяются примерно 50 на 50. Причем, особой разницы во мнении нет, будь то пешеходы или водители. Более того, огромное количество водителей, на удивление, именно за введение такого народного контроля. В Краснодаре очень многие жалуются на беспредел на парковках и именно с тем, что в отсутствии эвакуаторов некоторые горожане уже просто привыкли бросать автомобили, где попало. С другой стороны, многие также отмечали, что без каких-то мелких нарушений ездить просто невозможно, и водителям будет «прилетать» за какие-то мелочи, которых в обычных обстоятельствах никто бы и не заметил.

Опыт и юридические вопросы. Опыт использования приложения есть. Например, в Москве работает «Помощник Москвы», а в Кемеровской области имеется «Мобильный патруль». Есть подобная система и в Подмосковье. Есть и в Татарстане. Основная практика по таким приложениям — это фиксация нарушений по парковке. Остановка под знаками, на газонах и так далее. За один год в Москве, например, фиксируют нарушений парковки при мерно на 250 миллионов рублей. Также удобно фиксировать нарушения, связанные с выездом на обочину. Можно фиксировать обочечников именно на видео, так как на фото не видно, двигается автомобиль или стоит на месте.

«Наверное, работы у инспекторов прибавится. Разобраться, есть ли нарушение на фото или нет, не так уж и просто. С другой стороны, было бы целесообразно реагировать только и исключительно на 100-процентные доказательства вины, а остальные просто игнорировать. Даже при таком отношении, толк от приложения может быть. Почему бы и нет. Отдельный вопрос — социальное напряжение. Не захочет ли виновник отомстить каким-либо образом заявившему на него человеку. По закону, он имеет право узнать данные заявителя. Но тут уже может наступить для него ответственность иного характера. В любом случае, опыт достаточно интересный. В некоторых странах это нормально работает, и люди давно привыкли к тому, что за нарушение ПДД им обязательно придется ответить», — отметила юрист Виктория Погорелова.

Также стоит отметить, что уже в текущем 2022 году штрафовать водителей сможет не только ГИБДД. Часть полномочий будет передано местным властям. Как это сделано, например, в Соединенных Штатах или даже в Москве. Местные власти в регионах смогут штрафовать водителей по административным правонарушениям. Это касается нарушений по камерам фото и видеофиксации. И видов таких нарушений может быть до 80-ти. В том числе, выезд на встречную полосу, проезд под запрещающий сигнал светофора и нарушение разметки. Каким образом будут разделены полномочия между администрацией и специалистами ГИБДД, будет известно позже.

"