Posted 14 марта 2022, 22:44

Published 14 марта 2022, 22:44

Modified 24 декабря 2022, 23:25

Updated 24 декабря 2022, 23:25

Есть ли замена иностранному общественному транспорту? Есть, но ситуация сложная

14 марта 2022, 22:44
Санкции со стороны западных (и не только) стран могут изменить нашу жизнь практически полностью. Спорить с этим уже совершенно нет смысла.

Другое дело, каким образом и в какую сторону жизнь эта будет меняться. Пока непонятно, что будет с иностранным фаст-фудом, и вообще будет ли он. Об этом мы писали ранее. Непонятно, что будет со спортивными брендами и так далее. Список ушедших временно или на совсем достаточно большой. То есть, безусловно, жизнь наша сильно поменяется, но не заканчивается. Попробуем посмотреть со стороны, что творится на нашем рынке общественного транспорта, в области транспортного хозяйства.

Общественный транспорт под санкциями

В этом материале мы не будем говорить о частном транспорте. Это — отдельная тема, о которой позже. Поговорим об общественном транспорте, который перевозит сотни миллионов людей каждый день, и который может получить немалое количество проблем от вводимых постоянно в последнее время санкций. Главная проблема заключается в том, что в российских городах) особенно это касается больших городов) огромный процент транспорта — это импортные модели. Это говорит о том, что для их содержания требуются запасные части, которые сейчас в цене растут с такой скоростью, с которой Шумахер никогда не ездил.

Тут же нужно отметить, что маршруты в подавляющем количестве городов обслуживают частные компании, которые выигрывают право на обслуживание на торгах от городских властей. Стоимость проезда в транспорте, например, Краснодара повышалась за последнее время (полтора года) уже дважды. И горожане сильно были недовольны этим моментом. Сейчас некоторые запчасти на иностранные автобусы выросли в цене вдвое. А ввиду дефицита, ограничения поставок, их ещё и достать стало проблематично. Это может привести к сокращению автопарка компаний и повышению стоимости проезда. А этого допускать никак нельзя. Если власти это допустят, они распишутся в своей несостоятельности.

Другой момент — автопарк междугородного транспорта. Он и вовсе практически полностью состоит из иностранных автомобилей. Автобусы большой вместимости и электрички у нас по большей части являются экземплярами иностранного производства. И достаточно наивно слышать, когда какой-то чиновник говорит, что та же электричка на 90% может состоять из отечественных компонентов. В такого рода высказываниях закладывается момент некого жульничества с понятиями. Да, в том же вагоне поезда может быть до 90% наших материалов. Это металл, стекло, пластмассовые детали. Но электронная составляющая по большому счету — не наша. А это — основа любого транспорта XXI века. Микрочипы, блоки управления и маршрутизации, процессоры и т.д. Именно это составляет 99% современного транспорта. Понятно, что и это всё важно. Без этого машина тоже не состоится. Но есть большое «но».

Железо без электроники — это лишь хлам из прошлого XX (или даже XIX) века.

Хотя, у нас в стране древнюю повозку в лице ВАЗ-2106 выпускали до 2006 года. О чём вообще можно говорить при таких примерах? Хотелось бы увидеть плоды «Сколково». Отечественные микрочипы и процессоры, которые легко запустить в серийное производство. Если они есть, то почему до сих пор нет массового применения. Вопросы риторические.

Альтернатива

В качестве альтернативы у нас имеются отечественные варианты. И их достаточно немало. Есть белорусские варианты, которые уже давно присутствуют на нашем рынке. В конце концов, южнокорейские компании также с российского рынка не ушли (пока). То есть, жить, как говорится, можно. У нас на предприятии КамАЗ делают отличные автобусы. В Нижнем Новгороде делают неплохого качества маршрутки, которые способны заменить те же южнокорейские и европейские варианты. Тот же новый автобус КАвЗ на природном топливе. Но тут опять проблема — локализация производства.

Выражение «отечественный автомобиль» — большое заблуждение. Полностью российских серийных автомобилей не существует. Для примера: российский УАЗ Patriot имеет 2216 баллов локализации, а французский Renault в России — 2149. То есть, по факту, эти автомобили примерно одинаково — иномарки.

Есть знаменитый белорусский МАЗ, который выпускает не только грузовики, но и также неплохие автобусы и даже электробусы. Белорусы даже можно признать, технологичней нас в плане производства общественного транспорта. Но и у белорусов с локализацией не всё так гладко. Выпустить качественную автоматическую трансмиссию и ещё ряд деталей для наших стран до сих пор — большая проблема. То есть, тут опять придется идти на поклон к китайцам.

Тут же стоит напомнить, что те самые «Ласточки», которые доставляют миллионы туристов на черноморское побережье Краснодарского края, являются продукцией компании Siemens. Продукцией каких брендов являются автобусы дальнего следования, можно посмотреть на любом крупном автовокзале края и России.

Итог

Итог сейчас подводить достаточно рано. Пока оценить объемы запчастей, которые имеются у нас на рынке достаточно сложно. Непонятно, насколько времени хватит запасов. Также можно уже начинать искать варианты китайских аналогов. Да, автомобилисты скажут, что это такой себе вариант замены оригиналов. Но есть примеры деталей вполне нормального качества. От безвыходности можно вполне этим каналом пользоваться. По секрету (Полишинеля, естественно) можно сказать, что большинство частников и так давно уже пользуются именно китайскими аналогами.

В целом, положение для транспорта сложное, если не сказать более. Но любая сложная ситуация приводит к тому, что отрасль начинает искать выходы из ситуации. Как правило, выходы находятся. Другое дело, когда эти выходы найдутся, и когда они заработают. Вот вопрос.

Подпишитесь