Вышел он достаточно давно (конец 2021 года). Кто-то уже посмотрел и забыл. А кто-то ещё не видел, и не особо стремится. Дело в том, что эта работа вышла так не вовремя, что даже представить себе сложно. Причём, во всех смыслах: и по Розенталю «не вовремя», и «невовремя»… в смысле — несвоевременно. Такой вот, тезис.
Сюжет. Кино снято по одноименному спектаклю 2016 года. И, конечно же, это дань великому Феллини и его картине «Восемь с половиной» с великолепным Марчелло Мастроянни.
Съёмки фильма — это невероятно забавное занятие и невероятно удивительный процесс. Режиссер Максим снимает фильм. Исполнительный продюсер Борис следит за процессом. Режиссер находится в кризисе, актёры — пьют и бьются о карьерное дно головами. Все переплелись в интригах, романах, недопонимании и конфликтах. И во всём этом должно родиться что-то. Желательно — хороший фильм. В принципе, так оно примерно и происходит в 90% случаев.
Сериал раскрывает некоторые моменты в этом вертепе. Раскрывает интересно, раскрывает правильно и близко к реальности. Но реальный процесс съёмок — это зрелище не особо увлекательное для широкого зрителя. Поэтому тут нашлось место тому самому переплетению достаточно интересных ситуаций и характеров. Кино про кино.
Актёры. Тут говорить особо не о чем. Состав прекрасен. «Квартет И», Максим Виторган, Алексей Агранович, Виктория Толстоганова, Павел Майков, Михаил Полицеймако, Юлия Топольницкая, Ирина Гринёва (роль просто класс), Павел Деревянко и Георгий Мартиросьян, который с «Квартетом» уж не впервые, Настя Уколова, Полина Ауг и другие замечательные актеры.
Каждый персонаж со своим характером, своими «тараканами» в голове. Причём, очень радует, что квартетовцы играют тут не те характеры, которые уже знакомы нам по «разговорам мужчин». Здесь они очень разные. И это прям заходит. Наблюдать за раскрытием персонажей прям очень хочется.
Есть фразы, которые можно разбирать на цитаты прямо сейчас. Персонаж гениального Майкова, актер Калмыков: «Друзья, можете меня поздравить. Я на днях вступил в „Единую Россию“. Дунем по этому поводу?» Этого «гвоздя», в принципе, может быть достаточно для любого хорошего фильма.
Приём. Это называется «фильм о фильме», «псевдодокументалистика» (не путать с мокьюментари) или слом той самой четвертой стены, который тут присутствует в некоторой мере. Приёмы не новые. Более того, есть замечательные примеры такого рода жанра в российском кинематографе. Обратим внимание на раннего Виктора Шамирова — «Упражнения в прекрасном». Можно считать эталоном такого жанра. Да, когда-то Шамиров снимал гениальные фильмы, было дело.
Отдельно хочется отметить модный ныне приём «съёмки кадра с руки». Многих этот «инновационный» приём уже давно напрягает и сильно надоел. Но тут он реально обоснован. Фильм снимается, а по съемочной площадке за героями ходит невидимый оператор, который и создает видимость присутствия в самом эпицентре событий.
Но и от «разговоров мужчин» уйти совсем не удалось. Моделирование ситуаций, небольшие вставки — визуализации мыслей. Здесь это также имеется. Даже банальный ход «ну, кто так строит» от Полицеймако выглядит прям душевно, и не дерёт по ностальгическим струнам.
Так вот. В начале этой рецензии мы говорили о том, что вышел «Боренька» как-то совсем невовремя. Но к концу мы понимаем, что именно — вовремя. Именно сейчас его и нужно смотреть. Знаете ли, отвлекает. Душевно, тепло, не навязчиво. Сильно рекомендуется.
Пётр Невеликий, культурный обозреватель. Специально для «Новые известия Кубань».