Posted 7 апреля 2023,, 12:03

Published 7 апреля 2023,, 12:03

Modified 7 апреля 2023,, 12:03

Updated 7 апреля 2023,, 12:03

Советский гигант В-12: самый большой вертолет в мире

Советский гигант В-12: самый большой вертолет в мире

7 апреля 2023, 12:03
Слово «самый» любят практически все люди, которые работают в отраслях, где можно стать этим самым.

Конечно же, это касается и авиастроения. В частности, это касается и вертолетостроения Советского Союза. Самый быстрый, самый большой, самый мощный и так далее. Эти определения греют душу, и инженерам, и особенно политикам стран, которые таким образом получают очередную возможность самоутвердиться.

Проект вертолета В-12

Одним из таких «самых» стал проект вертолета В-12. Это была идея машины с двумя поперечными винтами. Зародился проект в далеком 1958 году. Начали реализацию в 1959 году. Первые детали и намётки появились в 1963 году. С тех пор началась активная стадия изготовления конструкции вертолета. И в 1968 году случился первый полет опытного образца.

Первый полет прошёл неудачно. Вертолет начало мотать со стороны в сторону. Как оказалось, слишком чуткой была реакция машины на штурвалы управления. Пришлось исправлять этот момент и несколько других. Всё было исправлено. Был установлен рекорд — более 44 тонн поднято на высоту 2,2 километра. В 1973 году появился второй образец, который также показал просто замечательные характеристики. До этого вертолет получил приз в Ле Бурже. Причём от американцев, которые прозвали этот вертолет «Гомером».

В-12 превосходил намного по характеристикам их модели «Чинук» и CH-53. Они отмечали, что русские получили машину, которая сможет раскидать ядерные ракеты и системы ПВО по всей территории Союза. И это для Штатов было печальным моментом. Действительно, как позже стало известно, предполагалось использование машины для перевозки межконтинентальных баллистических ракет. То есть, тут американцы сразу попали в точку. Что не удивительно для времен холодной войны.

Для чего такой вертолет нужен

Всё достаточно просто. Любая техника в Союзе и других странах (многих) разрабатываются всегда с оглядкой на военное использование. Так случилось и здесь. Как разместить ракеты, шахты для запуска, технику и огромные системы радаров и ПВО в тех местах, куда техника добраться не может. Тайга, Дальний Восток, крайний Север и т.д. Как доставить туда всё это? Мелкими частями — накладно, сложно, практически невозможно. Отсюда появилась такая схема.

Идея была в спаренном использовании:

  • самолет доставляет крупногабаритный груз на ближайший аэродром;
  • вертолет доставляет этот же груз уже по месту использования, куда самолёту и технике доступа нет.

То есть, вертолет должен был поднимать примерно столько же, сколько и самолет Ан-22 (тот самый огромный «Антей»). Более того, грузовой отсек должен был соответствовать самолетному. Инженеры сделали всё, что могли: грузовой отсек в длину составил более 28 метров, а по ширине и высоте получился квадрат — 4,4 на 4,4 метра. Взлетная масса составила 105 тонн. Двигателей — 4 штуки по 4847 л.с. каждый. Крейсерская скорость составила 240 км/ч. Практический потолок — 3500 метров.

Конструкторами этого вертолета в КБ Миля стали Н.Т. Русанович, М.Н. Тищенко, ведущий конструктор Г.В. Ремезов, ведущие инженеры — Д.Т. Мацицкий и В.А. Изаксон-Елизаров.

Вертолет В-12 мог запросто перевезти разом 190 человек или более 30 тонн груза. При большом желании можно было доставить за 500 километров две установки «Град» или роту вооруженных до зубов солдат куда угодно. В условиях того же Афгана это могло быть просто невероятным преимуществом. Но до войны в Афганистане этот проект не дожил. Точнее, потерял свою поддержку в высших кругах партии (ой, как зря). Прекратили проект именно вояки, которые заявили, что использование этого гиганта в войсках — слишком сложное и накладное дело. Примечательно тут и то, что эти вертолеты остались «в живых». То есть, не были уничтожены, забыты, распилены и так далее. Их передали специалистам, и сейчас В-12 можно наблюдать в музее ВВС в Монино и в подмосковном Томилино на территории Московского вертолетного завода.

В этой истории положительный момент один — появился преемник. Да, тогда началась разработка и быстрый процесс испытаний Ми-26. Этот замечательный вертолет побил рекорды В-12, поднял более чем на 2 км 50 тонн груза. И до сих пор успешно используется в российской авиации. В том числе, в её военном ответвлении.

"