Posted 1 февраля 2023,, 21:28

Published 1 февраля 2023,, 21:28

Modified 1 февраля 2023,, 21:28

Updated 1 февраля 2023,, 21:28

Авторынок в России сейчас: рождение крутого рынка, который не нужно ломать

Авторынок в России сейчас: рождение крутого рынка, который не нужно ломать

1 февраля 2023, 21:28
Евгений Мельченко
Фото: kuban.newizv.ru
Февраль 2023 года. Что происходит с автомобильным рынком России.

Вопрос неоднозначный, но сейчас на него появляется всё больше ответов. И главная мысль — рынок становится интересным. Но его сейчас легко испортить. Куда он дальше повернёт, пока непонятно. Но на эту тему можно порассуждать, так как появились процессы интересные и не очень.

Цены на автомобили

Тут стоит сразу упомянуть тот факт, что высокими (адски высокими) ценники таковыми стали ещё задолго до февраля 2022 года. До этого примерно год уже был дефицит автомобилей и цены росли, как бамбук. То есть, чуть ли не каждый день. После февраля ситуация просто продолжилась, а уход производителей с рынка означал, что окончания ситуации просто не будет. Сейчас ценник остаётся крайне высоким, так как таможенные пошлины никто не отменял, а ввоз осуществляется параллельным импортом. Что касается премиального сегмента, то он упал. Но там дела не так плохи. Дорогих автомобилей продаётся не меньше, чем ранее. Но они теперь не отображаются в статистике (их в России не приобретают официально).

Дилеры

Скажем так, одно единственное преимущество от дилеров в России была гарантия. Больше преимуществ не было. За редким исключением, возили в Россию они сплошной ширпотреб. Ограниченный, скучный, не интересный модельный ряд. Были Land Rover и некоторые иные, которые тащили всё, что производится в настоящий момент. Были остальные, типа, Nissan, Renault или Ford, которые привозили ограниченный модельный ряд. Точнее, продавали только то, что здесь и производили. А производили только тот самый ширпотреб. К этому все привыкли за 20 лет. Но, согласитесь, это — не дело.

Захотелось тебе «Фабию», «Твинго», «Клио», «Меган» или ещё что-то эдакое из Европы, дилер этого не привезёт и гарантию не даст. И сейчас не даст. Тогда что изменилось? Для любителей покупать то, что хотят, а не то, что есть — не поменялось ничего. Для любителей ширпотреба поменялось много. То есть, для большинства рынка. Бывшие официальные уже ввозят параллельный импорт, но им нужно разогнаться в этом плане. Примерно к апрелю обещают наладить потоки. Но они опять упёрлись в то, что и ранее продавали. Тащут тойотовские «Рафики» и прочую уже знакомую историю. Каковы причины? Просто боятся. Это точно брать будут, а незнакомые модели — риск.

Ну, и сыпану соли в чашку дилеров ещё немножко (много). Ввиду того, что представителей многих из них я прекрасно знал и знаю лично, можно констатировать тот факт, что российские представительства тоже не особо понимали некоторые решения головных офисов. Будь то Германия, Чехия или Франция, не важно. Когда рынки начали хромать во времена «короны», мы также поняли, что российский рынок для некоторых японских и европейских автопроизводителей — ничто, не важен, не особо интересен. Хотя, нас они убеждали каждый раз в обратном: мол, вы чуть ли не самый важный рынок. В топ-3 рынков — уж точно. Как оказалось, брехня… обидно.

Более того, по словам одного из представителей, даже при отсутствии СВО, сейчас ситуация с автомобилями лучше бы в России не стала. Был бы такой же дефицит, такие же конские цены. Пока ситуация не исправится в Европе, на Россию внимания обращать никто не собирался. Мы жили и продолжали жить, по сути, по остаточному принципу… обидно.

Разнообразие

А вот тут ситуация очень нравится. Опять же, мы говорим без оглядки на ценник. За полгода в Россию ввезли столько интересных авто, сколько за предыдущие много лет не ввозили. Чего уж там, во Владивостоке были переполнены стоянки автомобилей, ввозимых из Японии. Наверняка, повезут много ещё чего из Турции и Казахстана. Скажете, что это возврат в 90-е годы. Да, это примерно так. И это — замечательно. Тогда идею свободного рынка убили огромными таможенными пошлинами. Сейчас они тоже есть, но хотелось бы, чтобы эти пошлины сильно снизили. И мы опять получим конкуренцию, снижение ценника и новый большой авторынок. Наверное. Оказались в точке минимума, есть вариант начать с нуля. Но тут же можно всё загубить.

Китай

Да, и это не упомянуть я не мог. Это то, что может всё загубить. Китайский автопром занял уже 37% рынка. Мои прогнозы в начале года были 35-40% для китайцев. И они близки к таким показателям. Свято место пусто не бывает. И Поднебесная это доказывает на каждом сантиметре нашего земного шарика. Россия исключением не стала. В ближайшие пару лет мы получим ещё более 50-ти новых китайских моделей, который на рынок зайдут. В том плане, что покупать их будут за отсутствием иных вариантов те самые любители ширпотреба и сидеть на диване. А это — по ощущениям, процентов 80% рынка. Китаизация будет сильной. Особенно, если учесть, что китайские компании заняли практически все предприятия сбежавших компаний.

Что им может помешать? Не хватает дешевого российского автомобиля. Колымагу в виде «Лады Гранты» за миллион покупать — это верхняя степень потери разума. А колымаги за 500 тысяч нету. Был бы такой, АвтоВАЗ получил бы хит, каким была в своё время та же «Приора». Но руководство этого предприятия никогда не отличалось соображалкой, что привело к сильной зависимости от иностранных материалов и комплектующих. Теперь они готовы проедать государственные деньги, но выпустить «народный автомобиль» не решатся. Вы что? Переходить дорогу китайским друзьям нельзя. Других же у нас нет.

"