Posted 19 августа 2022, 09:34
Published 19 августа 2022, 09:34
Modified 25 декабря 2022, 20:55
Updated 25 декабря 2022, 20:55
Это большого резонанса у нас в стране не вызвало. В принципе, не так уж наше общество болеет спортом. А уж, тем более — автоспортом. Не в обиду фанатам такового (коим сам являюсь). Доля программ на эту тему, рейтинги и уровень популярности материалов на сайтах говорят о том, что наше общество достаточно далеко от захватывающего мира «Больших призов». Более того, мы прекрасно понимали, что для нынешнего руководства «Формулы» Россия была лишь денежным мешком, который приносил хороший доход.
Будь на месте Берни Экклстоуна 15 лет назад Доменикали или Кери, у нас бы Гран-при и по сей день бы не было. Это у Берни ещё с 70-х и 80-х годов сидела заноза или гештальт, который назывался «хочу Гран-при в России». И, о ужас для современных боссов F1 — он вёл переговоры на фоне бойни в Афганистане. И никого это не смущало. Могло быть Гран-при в начале 80-х в Москве. И он эту свою мечту прекрасно осуществил. Но в Сочи, и спустя много лет.
Что касается многих действующих лиц «Формулы 1», то за 16 проведённых этапов в качестве журналиста я не раз слышал в паддоке мнения о российском Гран-при, мол, на кой мы тут вообще гоняемся. Не хочу расстраивать другие этапы, типа Саудовской Аравии, Катара или Китая. Но там происходит аналогичная история: катаются, стиснув зубы, зачастую, не понимая — зачем. Ответ прост — деньги. Арабы платят огромные деньги. И приходится смириться с казнями, их традициями и ущемлениями прав, с точки зрения европейских ценностей. Какие могут быть ценности, когда на кону 660 миллионов долларов от саудовцев + контракт Aramco, который выкатывает организаторам в общей сложности около миллиарда. А как же 37 публичных казней за год и невесть сколько убийств в тюрьмах, а также убийства и пытки журналистов? Как же упавшие неподалёку ракеты (во время гоночного уикенда)? Ой. Да ладно вам... мелочи жизни. Даже Льюис, который горланит свои мантры о правах и свободах, в этом случае предпочёл заткнуться.
Такова «Формула 1». Это не только рёв моторов и визг шин. Точнее, это — сначала деньги, а потом уже рёв моторов и визг шин. Вы скажете, что я тут про деньги, а причина ухода из России — вообще не деньги. Отчасти, но не совсем. Конечно же, у всего есть цена и предел. Но дело в том, что репутационная составляющая огромна, а грозит она, как раз — потерей огромных контрактов. Даже отказом команд ехать на гонку. Но опять — это деньги. Именно поэтому гоночная серия ушла из «токсичной» России.
Однако многие задаются вопросом, почему не уходила из Великобритании и США, когда те утюжили Ливию и Ирак…
А были прецеденты? Конечно же. Когда-то в «Формуле 1» был такой Гран-при ЮАР. А в этой стране тогда действовал режим апартеида, а полиция на улицах отстреливала бастующих людей. И Гран-при там, всё равно, проводился. Да, какие-то пилоты и команды не захотели туда ехать (причём, топ-команды). Что ответило руководство «Формулы»? Ну, и плевать. Без вас проведём этап. Не поехали две французские команды, отказался от участия американский пилот, несколько спонсоров отказалось от участия (например, «Мальборо»). Но гонка была проведена. И поехали туда, и Сенна, и Прост, и Мэнселл (выиграл). Просто потому что Жан-Мари Балестру (тогдашнему боссу) было плевать на их титулы и визги. Но это лишь говорит о том, что всё там зависит от того, кто у руля. Сейчас у руля, так называемые «леваки». Отсюда и все эти прогибы под всякую социальную тематику.
С высокой вероятностью — да. Несмотря на слова Доменикали, он там не навсегда. Ситуация сложиться может по-разному. Неизвестно, что будет завтра. Болельщики «Формулы» поймут мою фразу ниже.
Замените Доменикали на Бриаторе, и Гран-при России будет уже завтра.
Шутки шутками, но ситуация, действительно, такова. Много зависит от промоутера и нескольких лоббистов в паддоке. Посмотрите на пример Гран-при Индии. Его очень хотели, а потом просто выкинули из чемпионата из-за того, что кто-то там где-то там коррупцией занимается, пилит деньги на проектах автодромов и налогах, а билеты продаёт по кастовой системе (вас оно вообще каким образом волновать должно). А Вьетнам? Берни очень хотел его в календарь. Но пришло другое руководство и сейчас чуть ли не ногами упирается, лишь бы не пускать вьетнамцев в двери автоспорта, потому что там кто-то что-то украл, распилил бюджет и т.д. На самом деле, из-за того, что после ареста коррупционеров, спонсировавших стройку автодрома, бремя финансирования легло на правительство Вьетнама. А оно за это — на гонке захотело размещать баннеры и прочую рекламу с информацией о правильном пути коммунизма, который привёл Вьетнам к процветанию. Да, Китай этим не занимается, а Вьетнам захотел именно так. И лишился надежд на «Формулу».
Просто в последнее время люди в структуре этой организации уж слишком стали зависимы от каких-то новых принципов, политического курса бенефициаров, от модных тенденций и шизы в головах некоторых гонщиков. Кто бы, что ни говорил, а я с теплотой вспоминаю времена маленького диктатора Берни, который сделал «Формулу 1» крутым проектом, без принципов и мягкотелой шелухи.
В целом, я оптимист. А ветер, он такой ветреный. Неизвестно, куда завтра подует. Возможно, и в Россию.