В частности, были проинспектированы территории от Темрюка на Тамани до Геленджика. Особо острыми вопросами в настоящее время на территории края являются проблемы с утилизацией бытовых отходов, а также достаточно «свежая» проблема с предприятиями на территории Таманского полуострова. Это касается, как существующих предприятий, так и планов по возведению новых. Экологи «Зеленого патруля» отметили, что в ходе экспедиции было выявлено 56 нарушений природоохранного законодательства.
Эта проблема в последние годы волнует кубанцев наиболее остро. Истощенный полигон в Белореченске, перенос строительства полигона ТКО в Тимашевском районе Краснодарского края. Везде вопрос с мусороперерабатывающими предприятиями вызывает огромный общественный резонанс.
«Даже легальные мусорные полигоны не отвечают требованиям безопасности и современным нормам обращения с отходами. Мусорную проблему на черноморском побережье нужно срочно решать», — отметили экологи. А пример настоящего «мусорного поезда» и вовсе, не в какие рамки не лезет. Речь о мусоровозах из Сочи, которые возят отходы за три сотни километров в одну сторону в соседние районы края, не имея возможности перерабатывать их вблизи курорта.
«Необходимо срочно решать вопрос с эксплуатацией свалки в Темрюке. «Полигон» расположен в плавнях, и со всех сторон подтоплен поверхностными водами. Просачивание свалочного фильтрата — одна из самых больших опасностей для морских и грунтовых вод Темрюкского района. И уж, конечно, и речи быть не может о том, чтобы везти сюда дополнительные объемы мусора из Сочи. Принципиальный вопрос о возможной дальнейшей эксплуатации Темрюкского полигона должен решаться компетентной комиссией», — отметил Роман Пукалов.
Естественно, в виду последних событий, возник вопрос о строительстве новых химических предприятий на территории Таманского полуострова. Жители территории направили большое количество жалоб по этому поводу. В том числе, на «горячую линию» Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль». Возник вопрос и общественной экспертизы ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), которая была проведена инициативной группой по поводу строительства новых химпредприятий ГК «ОТЭКО».
Как отметил Роман Пукалов, директор природоохранных программ «Зеленого патруля», самого предмета экспертизы просто-напросто не существует. Авторы проекта ОВОС не предоставляли. То, что попало в сеть назвать экологическим обоснований нельзя из-за поверхностного характера материала. Таким образом, и проводить экспертизу этого материала, конечно, можно. Но называть это экспертизой ОВОС нельзя. Это мероприятие, наверняка, ещё предстоит. То есть, для дальнейшей экспертизы компания должна будет предоставить иной документ. Который будет соответствовать критериям оценки. Об этом, в принципе, ранее рассказывали и представители ГК «ОТЭКО» в ответ на проведение общественной экспертизы.
Сейчас, напомним, на территории Тамани к деятельности ГК «ОТЭКО» уделяется большое количество внимания со стороны местного населения, которое опасается за экологию полуострова и свое здоровье, а также со стороны экологических организаций, заинтересованных в улучшении экологической ситуации в регионе или, по крайней мере, в предотвращении ухудшения антропогенного воздействия на природу.
«Мы получили ряд сообщений на «горячую линию», где жители высказывали опасения. Как мы объяснили, проектной документации по этим заводам ещё нет. Без неё какой-либо аудит этого проекта невозможен. В таких вопросах необходимо действовать по закону. Проектная документация, как только она появится, должна пройти строжайшую проверку, как государственной экспертизы, так и независимых экспертов федерального и международного уровня», — заявил Андрей Нагибин, руководитель «Зеленого патруля», лидер политической партии «Зеленые».
Этот город заслуживает отдельного упоминания. Множество предприятий, огромный портовый терминал, цементный завод и прочие загрязнители делают его неблагоприятной территорией в плане экологии в регионе. «Экстремально высокое содержание нефтепродуктов в морской воде — 100 предельно допустимых концентраций (ПДК) — было зафиксировано в бухте Новороссийска, на пирсах центральной набережной города, напротив ТЦ «Черноморец». В этом же городе крайне остро стоит вопрос с загрязнением атмосферного воздуха в Восточном районе выхлопными газами большегрузов и промышленными предприятиями», — отметил Роман Пукалов. Тут же были отмечены проблемы с отходами. Даже на более или менее новом мусорном полигоне Новороссийска было выявлено много нарушений.
Мы со стороны редакции задали вопрос о том, какие последствия может нести отчёт о работе патруля для собственников предприятий или руководства региона. Звучал он таким образом: была ли реакция краевых или областных администраций или крупных предприятий на такого рода отчёты ранее? Какая она была. И есть ли опыт передачи результатов такого рода отчётности правоохранителям? Судя по представленным результатам, прокуратуру это всё, могло бы, наверное, заинтересовать.
— Бывает по-разному. Где-то нас встречают неплохо. В той же Ивановской области губернатор сам нас вызвал и отметил, что на территории региона творится что-то непонятное. Вы разберитесь, дайте свою оценку. Есть другие регионы. Например, Орловская область. Мы там отрабатывали полигон, который должен был давно закрыться, но там мы столкнулись с тем, что некоторые правоохранительные органы просто откровенно лоббируют местного регионального оператора. И мы с этим достаточно активно работали. Конечно же, мы кому-то мешаем. Бывает всякое. И угрозы, в том числе.
Сейчас «Зеленый патруль» вошел в ассоциацию судебных экспертов. И мы готовимся к новому этапу работы в качестве истцов от местного населения. Например, Росприроднадзор и прокуратура работают со стороны государства, а мы — со стороны населения. Будем обучать юристов, и пытаться защищать интересы местных жителей.
А в Краснодарском крае как относятся (отнеслись) к деятельности вашей организации?
— У нас была лет пять назад ситуация с причалом. Это компания ЭФКО. Мы получили информацию от местного населения о сбросе загрязнений в море, о погибших дельфинах и так далее. Без уведомления компании мы прошли по предполагаемой территории нарушений. Столкнулись там с местной какой-то охраной. Затем обратились в компанию, мол, покажите нам, что там творится. Мы создадим рабочую группу, куда войдут местные жители, пройдём и всё проверим. Нас пустили, мы проверили ситуацию. Даже заставили местного там руководителя выпить воду, которая выходит из очистных сооружений. Но в этих ситуациях есть и нюансы. Некоторые жители сказали просто, что не поедут. Кому-то просто, видимо, хочется кричать о ситуации, а не разбираться, не налаживать диалог. Везде по-разному бывает. И у вас тут в регионе всё тоже по-разному.
Что касается порта Тамани, то мы решали вопрос о допуске нас на территорию порта, чтобы взять пробы. Около недели вопрос висел в воздухе, но нас, по итогу, пустили. И мы отобрали пробы. В данной ситуации они вынуждены быть открытыми. И такая тенденция сейчас наблюдается практически по всей стране.
P.S. Единый отчет с результатами исследований по итогам экспедиции «Зеленого патруля» по территории Краснодарского края будет направлен в администрацию Краснодарского края, а также в Росприроднадзор.