Рождественские легенды и приметы: страшные и не очень

6 января 2022, 00:15
Рождество для многих народов мира — не просто религиозный праздник. В том числе, и для россиян.

Именно Рождество, в отличие от Нового года, овеяно неким флером таинственности и даже большой долей мистики. К этому приложили руку не только современный интернет и телевидение. До появления всего этого в мире также существовало немало легенд, связанных с Рождеством. Возможно, даже больше, нежели сейчас. Но не все до наших дней добрались. О некоторых из них мы сегодня поведаем.

Диканька

Конечно же, у нас при упоминании Рождества в культурном плане сразу же возникает Николай Васильевич Гоголь и его рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича, лихого запорожца. Речь о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и о рассказе «Ночь перед Рождеством». Черт крадет Луну, чтобы по темноте казак Чуб не понес кутью дьяку Осипу. В кромешной темноте и разворачиваются события этого замечательного рассказа классика (спойлерить для тех, кто не читал, не смотрел, не станем). Произведение, на самом деле, изобилует мистикой и гоголевской «чертовщиной».

Однако черт в лентах советских кинематографистов и мультипликаторов получился уж очень безобидный. Особенно, в исполнении Георгия Милляра он получился больше обаятельным, нежели злым демоном. У Гоголя при достаточной доле воображения можно было нарисовать в сознании совершенно иную, жуткую картину. Но это не умоляет достоинств замечательного фильма, как и мультфильма.

Работать в Рождество нельзя

Есть такая притча. Кузнец работал даже в выходные, и решил проигнорировать Рождество. Он ковал и чинил даже после звона церковного колокола. Хотел заработать больше денег. Когда кузнец уже собирался домой, к нему пришел косарь, у которого отвалился гвоздь с косы, и затупилось лезвие. Кузнец починил ему рабочий инструмент. Косарь посоветовал кузнецу отправиться сейчас же на исповедь. И не зря. На следующий день он умер. Как оказалось, он починил косу самой Смерти.

Духи родственников выходят погулять (и не только они)

Об этом есть множество поверий не только в славянской культуре, но и в других этносах. В Рождество духи родственников приходят из «другого» мира, чтобы погулять среди своих живых родных и близких. У некоторых особо верующих в рождественские легенды семей в разных странах даже есть обычай: на ночь в Рождество оставлять накрытым стол и свет в гостиной, чтобы ушедшие когда-то родные смогли покушать, выпить и даже искупаться (оставляют набранную воду в ванной) перед тем, как отправиться обратно, в иной мир.

Кстати, славяне были уверены, что в Рождественскую ночь открываются врата в Рай, и оттуда спускается сын божий. Это сопровождается знамениями. Если одно из них удается распознать, то нужно загадать желание, и оно сбудется.

Лук и погода

Если хотите узнать, какой будет погода в будущем году, то есть такая примета. В ночь на Рождество нужно разрезать луковицу так, чтобы получилось 12 чашечек из слоев луковицы. Эти 12 чашечек соответствуют месяцам в году. Их нужно разложить в ряд, и насыпать в них по щепотке соли. На утро нужно проверить чашечки. Одни будут суше, другие — влажней. Такая будет и погода, в соответствии с месяцами, влажная и сухая.

Нельзя никому отказывать

Да, есть такое мнение, что в Рождество нельзя никому отказывать. Даже притча есть по этому поводу. Жили у скупой бабульки кот и пёс. Кормила она их плохо. Как говорится, позвоночник к пупку прилипает. И даже на Рождество она их покормить не захотела. И услышала диалог между собакой и котом. Собака сказала, что сегодня к бабке придут грабители, но она не станет лаять, чтобы грабители вошли в дом. А кот ответил, что не будет цепляться им в лицо, чтобы не мешать грабить дом. Бабка испугалась, и пошла к соседям прятаться. Открыла дверь, а на пороге стояли грабители, которые её убили. Мораль очевидна: покормите нуждающихся в Рождество. Даже животных.

Легенда о рождественском призраке старухи

Эта легенда часто упоминается в некоторых итальянских, немецких и французских семьях. Когда волхвы шли в Вифлеем, чтобы принести дары Иисусу, она по пути встретили старушку, которую пригласили с собой. Но та отказалась идти со всеми вместе, и решила в одиночку опередить волхвов, и одарить младенца. Она заблудилась, так и не нашла Марию с сыном. С тех пор каждое рождество призрак старухи блуждает по домам, где есть младенцы. Заглядывает в кроватки, пугает детей в безуспешных попытках отыскать маленького Иисуса.

Брат Санта-Клауса

Дело в том, что у святого Николаса, он же — Санта-Клаус, есть родной брат. Его зовут Крампус. Но, в отличие от добряка с пузом и мешком подарков, который передвигается в санях, и делает хороших детей счастливыми, его брат исполняет функции иного направления — противоположного. Что же делать с плохими детьми, с непослушными? Вот их и наказывает рогатый, мохнатый, хвостатый Крампус на копытах, который может прийти вместо Санты, и наказать ребенка.

Хорошо, что у Деда Мороза нет брата (наверное).

Хотя, есть внучка, в отличие от Санта-Клауса. Но она на демона совсем не похожа. Но это — не точно. Чтобы в этом убедиться, можно было бы спросить у её мужей. Но где же их взять? И это тоже интересный вопрос.

Ёлка, ель, сосна, пихта

Наконец, немного о самом главном, что многие знают, но напомнить не лишне. Ель на праздник начала года (пока не Рождества) наряжать начали, согласно предположениям некоторых историков, ещё около 5 тысяч лет назад. Это делали ещё гунны (ребята из центральной части Азии). Они позже пошли набегами на Европу, где получили по шапке, и осели на землях в районе современной Германии. Оттуда и пошла позже традиция наряжать хвойные деревья и по всей Европе. Очень возможно, что Мартин Лютер подметил эту традицию именно у потомков гуннов, и перенаправил эту «активность» именно на Рождество. Ну, а в России начали украшать улицы хвойными ветками и деревьями при Петре Великом. В дома (квартиры) ёлка забралась и вовсе недавно, около 150-ти лет назад.

Украшения, гирлянды, серебряный дождик

Тут всё гораздо проще и понятней. Никаких исторических недомолвок и гуннов. Просто жила-была добрая, но очень бедная женщина. Она поставила рождественскую ель в доме, но нарядить было нечем. Пауки сплели за ночь на елке паутину, а добрый Иисус превратил её в серебряные украшения (тот самый «дождик»). Таким образом, всё просто и понятно.

#Культура #Общество #Analytics
Подпишитесь