Posted 13 июля 2021, 22:13
Published 13 июля 2021, 22:13
Modified 24 декабря 2022, 23:25
Updated 24 декабря 2022, 23:25
Но это не значит, что его нет, а правоохранителям удалось навести порядок в этом теневом сегменте. Никто порядок не навёл. Просто спрос на такого плана услуги снизился по причине доступности альтернативных законных вариантов. Примерно после 2010 года количество угонов частного транспорта в России стремительно поползло вниз. Автомобили бюджетного сегмента мало, кому нужны. А премиум всё чаще начали покупать на вторичном рынке. Полиция к 2018 году отрапортовала о 20-процентном снижении количества угонов, в 2019 году — о 6-процентном снижении. Но тут, опять же, к работе полиции это мало имеет отношения. Хотя, не стоит отрицать и технического развития правоохранителей в том числе. Раскрывается сейчас примерно 20—30% угонов, в зависимости от региона. Что касается цифр, то в 2010 году угонялось чуть больше 40 тысяч автомобилей в год, в 2016 году было угнано 33 тысячи, а в 2019 году — 20 тысяч машин. Прошедший 2020 год мы не учитываем по понятным причинам. Сегодня мы расскажем не только о ситуации по угонам в России, но и послушаем мнение «эксперта» в этой области, который имел отношение к теневому бизнесу автомобильных угонщиков в 90-е годы.
Сейчас вероятность того, что у вас угонят автомобиль, составляет примерно 0,05 процента (отношение среднего количества угонов в России к количеству машин). Угоны — распространенное явление в Центральном (более 9 тысяч угонов) и Северо-Западном регионе России (более 5 тысяч угонов). ЮФО в этом плане интенсивностью не отличается: примерно 2 тысячи угнанных автомобилей в год. Лидеры, если говорить по городам, то это Санкт-Петербург, Москва, Кемерово, Новосибирск, Владивосток и Самара. Выше мы написали, что бюджетный сегмент мало, кого интересует. Но сейчас бюджетный сегмент — это примерно миллион рублей. То есть, угонщики и этим не гнушаются. Тройка лидеров среди иномарок состоит из Hyundai Solaris, Kia Rio и подпремиальной Toyota Camry, которая в России всегда была популярной моделью. Ну, а признанным лидером уже много лет является наша продукция АвтоВАЗ. Это около четверти случаев угонов.
«Раньше больше угоняли по заказу. В принципе, это и сейчас, наверное, самая популярная причина угона. Но это — если мы говорим о теневом бизнесе, о профессионалах и деньгах. А не о беспредельщиках, которые просто угоняют авто покататься. В этом случае, уводят то, что легче вскрыть, вплоть до советской «классики». Что касается огромного количества угонов в массовом сегменте, то тут, как и 25 лет назад, интерес один — рынок автомобильных запчастей. Какой мне смысл угонять «Солярис», чтобы потом ещё раз рисковать в попытках реализовать его целиком? На запчасти я его «распилю» примерно с той же выгодой, как и целый. Но риска гораздо меньше. Это касается и «Жигулей». Как правило, их угоняют только ради запчастей. Кстати, преуменьшать роль таких угонов не стоит. Кто-то может подумать, что это касается только неблагополучных регионов, где на «Ладах» до сих пор люди передвигаются достаточно часто. На самом деле, это огромный многомиллионный рынок до сих пор», — рассказал наш собеседник.
Также он поведал и об угонах премиальных автомобилей. Около 25 лет назад премиальные машины угоняли с естественной целью продать целиком. Угнанная в Ростове BMW, могла уже через пару недель быть продана где-нибудь в Омске или Иркутске. Хотя, как правило, машина пару месяцев находилась в «отстойниках», где готовилась к новой жизни. Подбиралась похожая машина, делались документы, покупались нужные на дороге люди, машина перегонялась, и проблем не возникало. Сейчас же, даже премиальный сегмент угоняется, как правило, на запчасти. Отсюда и история с тем, что автомобиль больше никогда никто не находит. Его физически попросту больше нет, и найти его фактически невозможно.
Тут же стоит отметить, что угонять автомобили стало гораздо сложней по причине развития технологий противоугонных систем и особенно — развития систем позиционирования и определения положения той или иной единицы техники. Это касается, например, система ЭРА-ГЛОНАСС или GPS. Многие автомобили снабжаются такими «маячками», которые могут показать, где находится автомобиль в то или иное время. Многие системы попросту не дают завести автомобиль без подтверждения хозяина. В целом, это уже давно не те трюки, которые можно было провернуть 20-25 лет назад.
«Научиться некоторым «трюкам» достаточно легко. В юности в 90-е годы я на спор вскрывал металлической линейкой вазовскую «классику» примерно за 10 секунд. И это достаточно много. Это даже очень долго. Видел людей, которые это делают за 3 секунды. Завести автомобиль тоже достаточно просто. Раньше для этого хватало заточенного автомобильного клапана или купленной ячейки (замка). Сейчас же на рынке огромное количество программ для обеспечения доступа практически в любой современный автомобиль. То есть, хочу сказать лишь то, что, если ваш автомобиль захотят угнать, то его угонят. Другое дело — что с ним делать после этого», — рассказал автомобильный журналист Евгений Мельченко. Напомним, угон автомобиля — это статья 166 УК РФ, как минимум. За это грозит реальный срок. А то кто-то может подумать, что мы тут популяризируем преступления или как-то их провоцируем. Это — не так.
В том и дело, что угнать — это одна задача, а реализовать — совершенно иная. Как выше говорил наш собеседник, реализовать на запчасти гораздо проще и безопасней для преступника: «Как я и говорил ранее, главное сразу — понять, зачем нужен автомобиль. А определить это без определенных сведений — очень сложно. В принципе, опытный следователь сразу определит, как был вскрыт автомобиль, профессионалом или дилетантом. Отсюда и будут «плясать» дальше в поисках машины. Если это отдельный человек, угонщик, который пытается эпизодически нажиться на угоне — это одно. Если это человек, профессионал, связанный с налаженной сетью по реализации запасных частей, то это уже — совершенно иной вопрос». Есть ли такие сети? Утверждать, верить на слово не имеем права, нет никаких доказательств их наличия. Но предполагать вполне допустимо. Ранее правоохранители находили десятки складов с частями угнанных авто (Гатчинский район, поселок Вартемяги, Московская область и так далее). Это дает право предполагать наличие подобных сетей по сбыту ворованного. Кстати, это не только российская история. На территории США также часто находят огромные склады с ворованными запчастями на миллионы долларов.
Как и говорилось выше, если захотят угнать тот или иной автомобиль по заказу, то угонят. Другое дело, если мы имеем дело с преступниками, которые забирают автомобили на разборку под запчасти. Сложные системы защиты или просто наличие многоступенчатых систем, как правило, отпугивают автоугонщиков. Проще найти аналогичный автомобиль, который защищен менее вашего. Как правило, берутся за машины со стандартными сигнализациями, установленными изготовителем. Ну, а самыми распространенными случаями краж, связанными с автомобилями, в последнее время становятся буквально вырезанные из кузовов (особенно, премиальных авто) фары, зеркала, молдинги, снятые бамперы и другие части кузовов. К сожалению, защитить (точнее, возместить) от такого рода воровства может только КАСКО. Ну, или ночевать в автомобиле, поджидая угонщиков.