Например, это может быть вокзал, аэропорт или первая улица, первые дома на окраине при въезде по автомобильным дорогам. В нашем сегодняшнем случае это будет вокзал. А разговор пойдет о городе Сочи. Вокзал очень примечательный, известный по многочисленным картинкам, открыткам, фотографиям в сети и так далее. Башня с часами сочинского вокзала известна многим. Но, забегая вперед, отметим, что не только Сочи может похвастать подобным «луком». Хотя, оригинальности в вокзале Сочи не отнимать. Автором проекта нынешнего здания вокзала является тот самый Александр Николаевич Душкин. Почему «тот самый»? Потому что он же, обладающий сразу тремя сталинскими премиями, является одним из авторов совершенно футуристичного здания «Дворца Советов» (архитектор Борис Иофан), который был отмечен премиями, но так и не построен. Это 415-метровое здание в стиле сталинского ампира со 100-метровой скульптурой Ленина на крыше. Оно должно было стоять на месте взорванного храма Христа Спасителя в Москве. Но то уже иная история.
Что касается именно сочинского вокзала, то место под станцию Сочи было определено в далеком 1913 году. Однако первое здание, которое было преимущественно деревянным, было возведено только в 1923 году. В 1939 году на месте первого вокзала был возведен второй. В смысле, появилось новое здание. А в 1947 году началось проектирование нового вокзала. За него и взялся Душкин. Стадия проектирования продолжалась до 1952 года, а заложено здание было в 1950 году. Как отмечают источники, проектирование накладывало огромную ответственность. Не каждый архитектор хотел «вляпаться» в строительство здания близ дачи товарища Сталина, которая в Сочи была построена в 1931 году. Более того, через Сочи в Тбилиси ездило огромное количество чиновников, которые, естественно, обращали внимание на то, что там строится. В целом, работа в условиях тотального контроля не всех устраивала. Но у Душкина был огромный опыт строительства метро в Москве, а также проектирования целых районов городов. По итогу, вот такие проекты вокзала были представлены.
10 сентября 1952 года здание вокзала города Сочи было открыто. В 1956 году к нему пристроено багажное отделение. Это уже то, что мы наблюдаем и сейчас (почти, в 1997 — 1998 годах была проведена реконструкция). После открытия вокзала, здание было удостоено огромного количества хвалебных отзывов. Поговаривали, что и Сталину очень понравилось. Однако, если верить историческим документам, вживую он здание видеть физически не мог. К тому времени Иосиф Виссарионович уже сильно болел. Последний раз Сочи он посетил в 1950 году. Жить ему оставалось примерно полгода. И время проводить он предпочитал на Ближней даче в Кунцево, без дальних перелетов и переездов. А в 1955 году авторы проекта Душкина обвинили в излишествах роскоши при строительстве сочинского вокзала. А также вокзалов в Симферополе (похож на сочинский) и Днепропетровске. Огромные колонны, кессоны на потолках, арки, уникальные люстры, мрамор, массивы древесины в отделке, лепнина и прочие «элементы роскоши» не понравились новым партийным боссам во главе с Никитой Хрущевым. По сути, карьера Душкина на этом была закончена. По его проекту успели достроить только комплекс универмага «Детский мир» в Москве, который сдали в 1957 году.
Отдельно внимание можно уделить часам на главной башне вокзала. Дело в том, что знаки зодиака там не соответствуют зодиакальному кругу. На цифрах 2,3 и 4 обозначены не знаки зодиака (Телец, Скорпион и Дева), а символы созвездий: Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Зачем Душкин это сделал? Есть такая легенда, что архитектор сильно увлекался эзотерическими учениями, и даже принимал во внимание при проектировании мнение известного оккультиста Александра Барченко. Остальные знаки на часах расположены также в порядке, принцип которого был известен только автору проекта. Такое расположение до сих пор и остается. Часы практически идентичны тем, что установлен на вокзале в Симферополе, но там на цифре 10 — Скорпион, а в Сочи — это Весы. Вот такая загадка.
В 1975 году здание железнодорожного вокзала в Сочи удостоилось звания памятника архитектуры федерального значения.