Posted 1 июля 2021,, 21:51

Published 1 июля 2021,, 21:51

Modified 24 декабря 2022,, 23:25

Updated 24 декабря 2022,, 23:25

История краснодарского трамвая

История краснодарского трамвая

1 июля 2021, 21:51
Фото: kubtransport.info, из архива Сергея Иванова
История краснодарского трамвая берёт своё начало в конце XIX столетия.

Как и большинство городов того времени, Екатеринодар обходился без массового пассажирского транспорта. Однако, наблюдая за движением пешеходов в городе, скоплением легковых извозчиков, стала очевидным необходимость в нём.

Первой родилась идея об устройстве конной железной дороги. В 1887 году кубанские инженеры направили свой проект в Городскую Управу. Но, так как мостовая проходила лишь по улице Красной, являясь единственным путем для передвижения грузового и экипажного транспорта, данный проект был отклонён. Предпринимались и другие попытки в создании «конки», которые также не увенчались успехом.

И вот договор на устройство и эксплуатацию электрической железной дороги дал старт эпохе трамваев в Екатеринодаре. Он был заключен между Городской Управой и бельгийской «Компании тяги и электричества» 18 февраля (3 марта) 1898 года. И уже через год на улице Екатерининской (сейчас Мира) произошла закладка первого трамвайного предприятия, включающего электростанции, вагонные парки и мастерские. Сегодня на этом месте находится трамвайно-троллейбусное управление.

Строительство «трамвая» обошлось в 400 тысяч рублей, что было по тем временам неподъемной суммой для городской казны. Поэтому договор носил весьма невыгодный характер для нашей стороны. В городскую собственность всё трамвайное предприятие могло перейти только спустя 40 лет. А до того времени Екатеринодар владел лишь 3% годовой прибыли.

Первый трамвай в Екатеринодаре был пущен 10 декабря 1900 года. Кубанская столица стала 17-м трамвайным городом в стране. Такое событие никого не могло оставить равнодушным. В городе случился настоящий праздник. Первый трамвай состоял из 5 вагонов, и некоторым жителям Екатеринодара посчастливилось прокатиться в них в день открытия. Однако не трудно догадаться, что кого-то новое чудо техники изрядно напугало. Движущиеся без посторонней помощи вагоны вызывали у взволнованной публики много вопросов и опасений.

В «Кубанских областных ведомостях» того времени был найден следующий диалог:

Чим вона, кум, совается? - спрашивал приезжий станичник своего городского приятеля.

Аж вон, бачиш, с дроту цепок висить, то вона, бисова душа, тим цепком пидпираетця та й бижить…

Хи! Та це зовсим проста штука! Може, оттакечки и возом можно побигти…

Начиная со следующего дня в Екатеринодаре началось регулярное движение трамвайных вагонов, которых было 10. И двигались они со скоростью 10 км/ч. Долго ждать на станции пассажирам не приходилось. Трамваи ходили каждые 5 минут, так как маршруты были короткими.

Таким образом стало разворачиваться строительство трамвайных линий в городе. А руководил им инженер Т. Татарчевский, впоследствии надолго возглавивший трамвайное предприятие в Екатеринодаре. И только за 1901 год городской трамвай перевез около 2,5 млн. пассажиров.

На первом этапе было проложено лишь два направления движения трамвая:

  • по улице Красной от Городского сада до улицы Хакурате (3,5 км);
  • по улице Екатерининской (Мира) от улицы Красной до Вокзала Краснодар-1 (1,5 км).

Тем временем город разрастался, и жители отдаленных районов всё больше нуждались в новом виде транспорта. Поэтому уже в 1908 году было создано «Первое русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар — Пашковская», и утверждён проект постройки новой линии. Теперь в городе действовало два трамвайных предприятия. В апреле 1912 года был открыт маршрут, связавший станицу Пашковскую с городом. Новая линия проходила от Пашковского тупика до нынешнего Кооперативного рынка. Екатеринодар оказался первым городом Российской Империи, построившим междугороднюю линию. Протяженность её составляла аж 10 км.

Такие трамваи мало походили на те, что сегодня мы можем увидеть на улицах нашего города. Это были открытые шестискамеечные составы, которые работали не на электрической тяге, а на керосине. И дым от автомобильного двигателя приносил немало неудобств пассажирам вагонов. К тому же такие двигатели часто ломались. Но уже в 1914 году Пашковская трамвайная линия была электрофицирована. Бельгийской компанией были закуплены так называемые «превращаемые» вагоны. Их можно было перестраивать для работы летом и зимой.

Тот же 1914 год стал известен и забастовкой трамвайных служителей в Бельгийском анонимном обществе трамваев. Условия труда вагоновожатых и кондукторов оставляли желать лучшего. Да и заработная плата была невысокой. 4 июля многие работники не вышли на службу, и по городу ходило всего несколько вагонов. За срыв движения бельгийскому обществу пришлось заплатить 10 тысяч рублей в бюджет города. И после недолгих попыток наладить работу своей компании, бельгийское анонимное общество пошло на уступки и удовлетворило все требования прежних служащих.

Договор с бельгийцами был расторгнут после Революции 1917 года, и трамвай, наконец, перешел в собственность Екатеринодара.

XX век наложил свои отпечатки на историю трамваев в России. Многие маршруты были закрыты. Тем не менее екатеринодарские трамваи, в отличие от большинства в стране, не прекратили свою работу в ходе Гражданской войны. А с мая 1919 года по городу стали ходить двойные вагоны.

2 июня 1920 года пришедшие к власти большевики национализировали оба трамвайных предприятия. И теперь вместе с водоэлектрической станцией они были объединены в трест «Водэлтрам». Примерно тогда же Екатеринодар стал именоваться Краснодаром.

На протяжении четырех лет все прежние маршруты были восстановлены. И уже к февралю 1926 года в Краснодаре снова действовали семь постоянных маршрутов (восьмой летний маршрут ходил к Чистяковской роще). На линию выходило около 60 трамваев. А для удобства каждому маршруту был присвоен свой цвет. Так, например, «шестерки» были фиолетового цвета, а «двойки» — светло-зеленого.

Серьезные разрушительные последствия оказала на жизнь Краснодара Великая Отечественная война. Трамвайные пути были подорваны, оставшиеся части разобраны оккупантами для растопки печей. Оба трамвайных депо, электростанцию, мастерские уничтожили при отступлении.

Восстанавливали трамвайную жизнь города сами жители Краснодара. Для этой цели в течение нескольких лет проводились воскресники, которые проходили в праздничной обстановке. Стоит отметить, что восстанавливали не только старые пути, но и прокладывали новые. Вследствие чего появились маршруты по улицам Калинина и Каляева, к мясокомбинату и КСК. В 1995 году была открыта новая трамвайная линия в Юбилейный микрорайон. Её протяженность составила 7,1 км.

За последние десятилетия маршруты часто изменялись, а какие-то прекращали свою работу насовсем. Сегодня в Краснодаре проживает около 1 млн 800 тыс человек (по различным данным). И трудно представить жизнь такого количества людей без трамвая, ведь это единственный вид транспорта (если вы не счастливый обладатель вертолета), который позволяет добраться в любую часть города без пробок. А в последние годы делать это стало и гораздо приятнее. 8 августа 2019 года на линию выпустили первый трамвай, изготовленный специально для южной столицы. Это был новый вагон по маршруту №5. Создали его с учетом климатических особенностей города.

Трамвай оборудован системой кондиционирования мощностью 36 кВт с режимом «тепловая завеса» при отрытых дверях как в зимнее, так и в летнее время. И средняя температура в вагоне должна сохраняться в пределах 23 градусов. Несмотря на то, что по рельсам города до сих пор ходят вагоны, закупленные много лет назад, идет постоянное обновление подвижного состава на новые современные трамваи.

"