Posted 23 июня 2021, 21:20
Published 23 июня 2021, 21:20
Modified 24 декабря 2022, 23:25
Updated 24 декабря 2022, 23:25
Во-первых, из-за того, что водителям грузовика (видите ли) лень или дороже объезжать город, они едут буквально через его центр, создавая многокилометровые пробки. Это касается не только Краснодара. Хотя, речь мы ведем на примере нашего города. Во-вторых, часто перегруженные многотонные машины попросту превращают дорожное покрытие в сплошную колею с ямами и выбоинами. Прибавьте к этому кубанский зной летом, когда под колесами многотонного тонара асфальт волнами идет буквально на глазах. Да, им (иногда) запрещают ездить в дневное время, как это уже сделали в Новороссийске. Но асфальт не успевает остывать и ночные поездки также не сулят для покрытия ничего хорошего.
Кто-то может сказать, что это асфальт такой некачественный, раз продавливается под тяжестью многотонников. Отмазывать дорожников не станем, не без греха. Но в большинстве случаев асфальтовое покрытие проходит экспертизу на контроль качества. Возможно, вы видели небольшие кубики или цилиндры, вырезанные из покрытия. Это те самые пробы. Иногда, не часто, но заказчик заставляет перестилать покрытие исполнителя работ за его счет. Такие случаи в Краснодаре уже были. Но для того, чтобы понять воздействие грузовика даже на качественный асфальт стоит обратить внимание на цифры.
Есть некое «правило», согласно которому, можно рассчитать воздействие на асфальт. Обычный легковой автомобиль оказывает воздействие примерно равное 500 кг на каждую ось. Теперь берем 30-тонный грузовик, который имеет 4 оси (иногда, и вовсе — три). Получаем 7,5 тонн на ось. Это в 15 раз больше, нежели легковой автомобиль на одну ось. Умножаем на три-четыре оси, и получается всё достаточно печально. Да, многое зависит от площади пятна контакта, от ещё нескольких факторов, но от этого легче асфальту не становится. Особенно, в городе, где эти тяжелые машины стоят в пробках, продавливая под собой всё и вся.
Что касается дорожного покрытия (коснемся и его немного), то универсального асфальта на всю Европу нет, но нормы укладки есть, и они отличаются не только от России, но и в зависимости от страны. Но самое главное — они соблюдаются, и меняются в зависимости от нагрузок. А также, в зависимости от вида покрытия, дороги и так далее. Люди понимают, что нельзя принять условные нормы, ГОСТЫ и так далее, и не менять их десятилетия. Например, в Германии в последнее время делают ставку на бетон (на него делали ставку и в 30-е — 40-е годы в этой стране). Так вот, срок от укладки до ремонта немецкой дороги — примерно 30 лет. И, как правило, он гораздо выше. Срок от укладки до ремонта нашей дороги… называть не стоит, так как после ремонта можно оперативно банкротить компанию, помахав ручкой гарантии. Однако, раз уж мы говорим о Германии, то и представить тяжелый тонар, который просто катится транзитом, по двухполосным улочкам жилых районов условного Мюнхена просто невозможно.
Постоянный перегруз также имеет место быть. Недаром буквально пару лет назад мы сталкивались на презентации тяжелой техники с таким рекламным ходом: мол, «можно грузить хоть в два раза больше». То есть, производители техники, зная о таких постоянных поголовных нарушениях, уже на этом рекламу строят. Также тут как тут — автоюристы, которые предлагают «отмазать» или минимизировать штрафы за перегруз техники. Та, и любой дальнобойщик расскажет вам тысячу и один способ объехать весовой контроль или расскажет, где дорога «лояльней» в плане сотрудников ГИБДД. В крайнем случае, можно номер грязью закидать. Ну, а в идеале: оформляете фуру на частное лицо, и платите за перегруз сущие копейки. Или не платите вовсе. Также популярно вешать номера уже не существующих грузовиков, но можно попасть на хороший штраф. В целом, возить без перегруза не выгодно. Тут же стоит отметить, что по краю (тем более, по Краснодару) можно ездить, минуя вообще всякий весовой контроль.
Согласно информации от Росавтодора, один загруженный по нормативам грузовик в среднем оказывает воздействие на дорожное покрытие примерно, как 20 тысяч обычных легковых автомобилей. Перегруженный грузовик — как примерно 100 тысяч легковушек. Также, исходя из сведений Росавтодора, перегруженными передвигаются до 40% грузовиков в России, а перегруз, в среднем, составляет 50% от допустимой массы.
Что делать в данной ситуации? На самом деле, выход только один: запрет на въезд грузовиков в города. Много лет на такие возгласы внимания никто не обращал. И сейчас относятся к этому скептически: затея утопическая, убрать грузовики с улиц города невозможно по определению. Так как, при уровне строительства в городе и расположению супермаркетов в центральной части такое представить сложно. Строительство никто прекращать не собирается, а перегрузка условно «магнитовских» фур в более мелкие грузовики несет затраты, которые сразу же будут укладываться в ценник на продукты. Также о предположительном лобби перевозчиков и строителей в ЗСК забывать не стоит.
Тем не менее, если говорить о Краснодаре, то появилась программа «Грузовой каркас», которая предполагает постепенно выдавить грузовики из Краснодара. Ниже под текстом можно прочитать о программе подробней. Если вкратце, то постепенно, район за районом будут выводить из разрешенных для передвижения грузовиков, что в итоге должно (по задумке) привести к полнейшему изгнанию большегрузов из городской черты. Получится или нет, будем наблюдать.