Posted 21 июня 2021, 23:43
Published 21 июня 2021, 23:43
Modified 24 декабря 2022, 23:25
Updated 24 декабря 2022, 23:25
Администрация браво отрапортовала горожанам, что строение теперь принадлежит городу, а в нем будет не ресторан и даже не кабинет нового мэра (хотя, как бы было символично его там организовать), а Центр детского дополнительного образования. Здесь будет музей, технопарк и прочие локации для детского (и не только) образования. Всё, что имеет в себе слово «детский», как правило, воспринимается горожанами в положительном ключе. Пиар-ход понятный. С другой стороны, там действительно хотят делать что-то для детей, что, в целом, неплохо даже без пиара. Но откуда взялся этот замок?
Легенд по поводу этого строения в народе ходит немало. Начиналось всё с дома какого-то миллиардера, который «отжал» кусок парка, и внаглую хочет там построить себе апартаменты невиданной красоты. Кто-то приписывал дом Олегу Дерипаске, кто-то — Мурату Ахеджаку, у которого ещё и якобы 96 квартир по городу разбросано. К сожалению, Мурата Казбековича уже нет на этом свете. А приписываемое ему строение и вовсе, находится дальше, в другой стороне парковой территории. Поэтому для распространителей таких слухов обидно, что ни один, ни другой к этому «замку» никакого отношения не имеют. Там официально планировалось строить культурно-развлекательный центр «Парковый». Но неофициально всё было гораздо интересней. Итак.
Земельный участок под номером 23:43:0208042:60 был поставлен на кадастровый учет в январе 2004 года. Тогда на нем того самого строения ещё не было. Его начали возводить в 2009-ом. Разрешение на строительство было получено собственником (арендатором) участка в 2008 году. Но есть важные моменты, о которых ниже.
Не секрет, что арендатором на тот момент являлась компания ООО «Росинтерагросервис» (РИАС). По сути, «сестра» также известной ликвидированной компании «Кубаньхлебопродукт» (не той ассоциации, которая сейчас действует). Также она владела «Краснодарским хлебозаводом №6», «Хлебозаводом №3», «Караваем», «Краснодарским хлебокомбинатом №1», азовским зерновым терминалом, землей и производственными территориями в Выселковском и Гулькевичском районах и много ещё чем. Кстати, заводы перешли к «РИАС» в 2008 и 2009 годах от предыдущего владельца — мэрии Краснодара. Напомним, что это была за компания. Занималась оптовой реализацией зерна с территории Краснодарского края. Более того, это был один из крупнейших зернотрейдеров в России (вторым с долей рынка в 11%). Управляла компанией «РИАС» фирма с регистрацией на Кипре: 99% компании принадлежало кипрской Glingrow Holding limited и 1% Марине Ересько. Впрочем, ничего особенного. Как вы понимаете, средств компания имела не просто достаточно, а очень существенное количество. Именно для «хлебных» нужд и строился тот «самый» замок на затоне. Он нужен был для встреч высоких гостей из-за границы, шейхов и прочих покупателей кубанского зерна. Здесь планировались конференц-залы, переговорные кабинеты высокого уровня комфорта и зоны для лакшери отдыха. Проект несколько раз изменяли, меняли дизайнеров, приглашали иностранных специалистов. На материалы средств не жалели. Мы уверены, что экспертиза покажет крайне высокое качество несущих конструкций даже спустя много лет под открытым небом.
Есть сведения, что выделение земли и строительство проводилось не без участия близких лиц бывшего губернатора края. Но утверждать не станем, так как достоверных доказательств тому у нас на руках нет. И всё было бы хорошо, но президент Путин решил, что торговать зерном имеют право далеко не все и не всегда. В 2010 году было введено эмбарго на торговлю зерном, что привело к краху компании. Кошелек заказчиков «замка» резко опустел, а шейхи вернули билеты до Краснодара в кассы. Причем кошелек так опустел, что своих зарплат долго ждали даже обычные строители этого сооружения. Историю с банкротством «Росинтерагросервиса» пересказывать не будем. Один из крупнейших продавцов зерна оставил долгов примерно на 9 миллиардов рублей.
Кстати, ещё в 2014 году этот недострой якобы желал приобрести Сергей Галицкий. Об этом рассказывал бывший мэр Владимир Евланов порталу Юга.ру ещё в 2020 году, аккурат после того, как кто-то выставил здание на продажу почти за 500 миллионов рублей. Но известному кубанскому меценату, как известно, вручили другой «переходящий приз» городского хозяйства — кинотеатр «Аврора». Со всеми вытекающими. Однако, как отмечают горожане, не развалили — уже замечательно. Но то уже иная история.
Действительно, отдавать кусок парковой земли под такое строительство — нехорошо. Попробуем включить логику, и проследить очередность событий. В 2004 году землю оформляют, как муниципальную. Затем в 2006 году (15 сентября) часть её кто-то арендует (вероятно, тот самый «Росинтерагросервис»). Получает разрешение на строительство. И в 2009 году начинает стройку. И вот тут открывается ещё один немаловажный момент: в 2004 году, когда оформляли землю, и 2008 году, когда выдавалось разрешение на строительство, территория под «замком» (участок 23:43:0208042:1056) не принадлежала парку. Не была в его подчинении. В подчинении был кусок земли, который арендатор попросил для облагораживания территории вокруг строения позже. Там сейчас стоит какая-то хозпостройка. Но землю именно под «замком» кто-то заботливо парку изначально не отдал. То есть, она принадлежала именно муниципалитету. А продать кому-то муниципальную землю в собственность имеет право администрация города (соответствующий департамент).
Для справки. Сейчас договор аренды земельного участка расторгнут, земля под строением находится в муниципальной собственности. Недостроенное здание также является собственностью муниципалитета. Бывшему владельцу была выплачена установленная судом компенсация в размере 130 млн руб. Росреестр зарегистрировал право муниципального образования на недостроенное здание на территории парка им. 30-летия Победы. Незаконченный строительный объект расположен в парке им. 30-летия Победы. Общая площадь недостроенных помещений составляет порядка 9 тыс. кв. м, площадь участка — 0,3 га. Стоит также отметить, что стройка не является незаконной. Она является именно незаконченной.
Так кто же отдал землю, на тот момент, как мы выяснили, не принадлежащую парку. Вариантов на этот счет немного. Но основные, естественно, ведут в Департамент муниципальной собственности и городских земель или Департамент архитектуры и градостроительства мэрии. Сейчас первый возглавляет Илья Павлов, но и он на тот момент не мог быть к «замку» причастным по одной простой причине: был ещё студентом Сельхоза. До него был Сергей Громыко, но он тоже пришел только в 2016 году. До него была Дина Бойченко… и так далее, далее и далее.
Если говорить о Департаменте архитектуры, то на тот момент там «рулил» Игорь Головкин, которого пытались привлечь соответствующие органы за превышение полномочий. Но суд за эти самые «превышения» дело не возбудил за давностью лет. И дело вышеуказанного участка совсем не касалось. В целом, картина вырисовывается ясная — дело темное. Хотя, можно, например, найти конкретного человека, который подписал разрешение на аренду. Это не так и сложно. Но, опять же, подпись подписью, но за ней часто стоит совсем иные фамилии. Уж кто, а Владимир Лазаревич в городских делах заметать следы умел, как никто иной.
Что касается многострадального «замка» на затоне, то вопросов там и сейчас остается немало. Недострой привести в порядок не так-то и просто. И самое главное — очень недешево. Предстоит ещё выслушать немало мнений, проводить экспертизы, комиссии. Будем следить за происходящим. Одно в этой ситуации удивляет: памятуя о любви некоторых олигархов к замкам, непонятно, почему до сих пор «замок» на затоне не оказался собственностью одного из них. По традиции.