Posted 28 мая 2021, 00:53

Published 28 мая 2021, 00:53

Modified 24 декабря 2022, 23:25

Updated 24 декабря 2022, 23:25

Мусорный полигон в Белореченске: что там творится и будет ли вторая очередь

28 мая 2021, 00:53
История о полигоне твердых коммунальных отходов (ТКО) в Белореченске уже давно не сходит со страниц кубанских и не только СМИ.

Если начинать издалека, то история тут не новая. Первый полигон отходов (в простонародье — мусорка) появился в далеких 1970-х годах. Но тогда это было совсем иное дело. Использовался он только местными жителями. Поэтому претензий к такой свалке не было. Сами мусорим, сами вкушаем все «прелести» своих же отходов. Но примерно в 2012 году история получила неожиданный поворот. В Сочи началась стройка века: возведение объектов Олимпиады и инфраструктуры. И огромную часть отходов повезли именно в Белореченск. К прочим «радостям» прибавилась мусорная реформа в Краснодарском крае, которая разделила Кубань на зоны, которые должны обслуживать операторы. В Белореченск, по итогу, свозят мусор с трех районов (местные отходы, Туапсинского района и Апшеронского), а также городов Сочи и Горячий Ключ. Принадлежит полигон АО «Крайжилкомресурс». Акционером этой компании является администрация Кубани. Формально полигон ТКО работает с 2017 года.

Кстати, и на старый полигон, который находится у хутора Верхневеденеевского, периодически жалуются местные жители. Там, по их словам и имеющимся видеоматериалам, иногда, что-то горит. А в марте прошлого года жители сообщали, что кто-то туда вывозил отходы. Но визуального подтверждения этому не нашлось.

Сочи

Особняком в этой истории стоит именно Сочи. Можно просто привести несколько цифр. Население Краснодарского края составляет примерно 5,5-6 миллионов человек. В Сочи население сейчас — примерно 600 тысяч. Отдыхает в сезон там примерно 6 миллионов туристов. То есть, получается, что один мусорный полигон в Белореченске обслуживает по количеству душ целый Краснодарский край. И это только на примере Сочи. А есть ещё три района и Горячий Ключ. Это привело к тому, что полигон уже пора закрывать по причине того, что отходы больше девать некуда, он переполнен. По крайней мере, так считают специалисты «Экологической вахты по Северному Кавказу». Однако мусор свозить туда продолжают до сих пор. Производительность линии сортировки отходов на предприятии составляет сейчас примерно 200 тысяч тонн в год.

Люди

Мы не могли просто ограничиться рассказом о полигоне. Неподалеку от него находится МТФ №1. Это небольшой населенный пункт, где проживает примерно 30 семей. Местные жители сообщили, что некоторые здесь живут с самого рождения, а их родители тут обосновались ещё в 40-е годы прошлого века. Всё было неплохо, но сначала развалилось хозяйство (свалка тут не при чём), а потом людей начали мучать скверные запахи (тут уже при чём). Одна из жительниц пожаловалась, что из-за свалки у неё развилась болезнь ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких). Между прочим, болезнь в десятке самых частых причин смертности людей старше 45 лет. Также люди рассказали о болезнях детей, которые проживают в населенном пункте. И о том, что бьются за свое переселение отсюда. Этим занимается некая Екатерина, но мы её не застали. Пока все усилия безуспешны. Также совершенно бесполезны вылазки к полигону всевозможных «придворных» экологов. Толку от их заявлений, по мнению местных жителей, практически нет. Лишь имитация бурной деятельности.

Вспоминается история со свалкой у поселка Кирпичного на въезде в Краснодар. С ней тоже долго «воевали» местные жители в 90-е годы, а она постоянно тлела и периодически ярко горела, издавая смрадные запахи чуть ли не круглые сутки. Тогда тоже были истории с заболеваниями людей поселка и близлежащих населенных пунктов (с одной стороны — Кирпичный, с другой — Елизаветинская, а также недалеко — учхоз «Кубань»). Доказать причастность свалки к заболеваниям по большему счету не удалось. Война длилась долго, но свалку закрыли. С тех пор мусорки на Кирпичном нет (точнее, она рекультивирована), а огромная мусорная пирамида на Копанском выросла раза в три. Но то — иная история.

Схожа она только в одном. В том, что людям тут плохо, никто не сомневается. Но доказать то, что причиной болезней являются именно выбросы в атмосферу, испорченный свалкой воздух — практически невозможно. Более того, есть сильный аргумент против. Дело в том, что на самом полигоне работает огромное количество людей, и проблем со здоровьем, связанных с воздухом на полигоне, у них практически нет. Немало работников находятся на территории 5-6 дней в неделю. То есть, должны испытывать похожие недомогания. Но таковых, по словам руководителя предприятия, не наблюдается. Чтобы убедиться в этом, нас пригласили поучаствовать в медицинском осмотре работников полигона. То есть, получается ситуация, когда люди говорят, но неопровержимых подтверждений многим словам нет.

Но это не говорит о том, что всё здесь гладко и хорошо. Примерно полтора года назад Министерство ТЭК и ЖКХ края провело проверку полигона, которая выявила нарушения в процессе сортировки и захоронения отходов. Даже на 6 дней останавливали работу предприятия. И сейчас таких нарушений найдено более 20-ти. на устранение дали три месяца. Но тут опять проблема: если остановить работу полигона, в мусоре утонет три района и два города, один из которых — лицо курортной России, город федерального значения, где находится резиденция президента. Та и кого только там резиденций нет. Тем не менее, ранее Росприроднадзор и АО «Крайжилкомресурс» уже судились. Вот вырезки из решения суда.

В настоящее время также рассматривается уже очередной иск Росприроднадзора к АО «Крайжилкомресурс». О результатах разбирательства мы обязательно сообщим. Что касается запахов, то, видимо, мы приехали не в тот день, когда они ярко выражены. Да, непосредственно у свалки имеется лёгкий «флёр» то ли пропавшего лука, то ли чеснока. Но стоит выехать на трассу (метров 200), как запаха нет. Ветер, видимо, дул в другую строну.

Вторая очередь

По сути, уже третья, если иметь в виду старый полигон. Именно против второй (третьей) очереди в последние годы выступают местные жители. По их мнению, жизнь попортил уже существующий полигон. Но не вчера стало известно, что он якобы близок к закрытию. Начались разговоры о втором полигоне. Это сильно расстроило население. Прошли митинги, которых могло быть гораздо больше, но пандемия (как причина отказа) не дала довести количество протестов. Более того, экологи пожаловались на то, что поручение нашего губернатора рекультивировать эту свалку здесь выполнять не спешат. Мотив тоже понятен. Как выше было сказано, представьте, что свалку закрывают как раз перед курортным сезоном в Сочи. Будет что-то напоминающее настоящий мусорный апокалипсис. В конце мая текущего года, буквально за несколько дней до выхода этой публикации, губернатор посетил Белореченск.

«В течение следующей недели мне нужен алгоритм, по которому до 1 сентября приступим к строительству новой очереди. Сейчас нужно найти компромисс и с жителями, и с экологами, но затягивать принятие решения мы уже не можем»Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края.

Итог для жителей стал не утешителен: судя по всему, второй очереди полигона — быть. Более того, согласно предварительным данным, для нового полигона уже и место подобрали (три возможных варианта). Это стало известно по итогам губернаторского совещания. Правильно это или нет, тоже большой вопрос. Мусор никуда не денется, и перерабатывающие предприятия, конечно же, нужны. Население края растет. Особенно это касается краевой столицы и Сочи. Но должны ли страдать от этого люди из других районов Кубани? Если Краснодар пока решает свои проблемы сам, то с каких это пор Сочи стал неприкасаемым городом? Это волнует местное население.

Вывод

Виновато ли в ситуации руководство белореченского полигона? У нас возникли в этом сильные сомнения. Исходя из сложившейся ситуации, очень вряд ли. Останавливать работу полигона просто нельзя, невозможно по объективным причинам. Каким бы это предприятие ни было. Строили его с нарушениями? Несомненно. Нарушения там находят периодически и десятками. Но время назад откатить нельзя, а исправлять то, что исправить нельзя — Сизифов труд.

Вопросы возникают не к полигону, а к руководству края. Первый из них: почему нет перерабатывающего завода в Сочи? Свалка в Лермонтово давно закрыта, и времени построить альтернативу было предостаточно. Второй: что мешает краевым властям провести медицинский осмотр населения вокруг полигона? Выявить комплекс заболеваний, найти причину, предоставить людям необходимые льготы (об этом, кстати, было отдано распоряжение губернатора буквально на днях), если подтвердится влияние на уровень заболеваемости полигона ТКО. Предоставить лечение и так далее. Пустить на предприятие именно независимых экологов для мониторинга ситуации и выработки совместного решения по ликвидации нарушений, если такие есть. Привлечь независимых экспертов к проекту второй очереди. Это закрыло бы наболевший вопрос на долгие годы. Но и главный (риторический) вопрос: почему нельзя построить полигон вдалеке от населённых пунктов?

Сейчас же ситуация близка к тому, что Белореченск и близлежащие населенные пункты окажутся по соседству с уже тремя свалками и химическим комбинатом. Соседство совсем не завидное.