Это касается транспорта весом более 8 тонн, который не соответствует экологическим нормам «Евро-3» и выше. Решение властей Петербурга продиктовано высоким уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу, а также жалобами от жителей города на шум старых грузовиков. С одной стороны, посыл понятен. Несмотря на то, что это вызвало недовольство перевозчиков, решение правильное и нужное. Присутствие большегрузных автомобилей в городах ограничивать необходимо. Это касается также кубанской столицы.
Наверняка, многие из вас не раз и не два наблюдали картину, когда в 40-градусную жару по раскаленному краснодарскому асфальту движется огромный груженый песком или щебнем самосвал. Под его весом асфальт не просто принимает опасную колейность, но и вовсе местами поднимается от колес волнами, словно море перед Моисеем. Ужасное воздействие происходит не только на покрытие, но и на коммуникации, которые находятся под этим самым покрытием. Когда лопаются канализационные коллекторы и подобные вещи, для ремонта которых потом приходится «вскрывать» дорогу, перекрывать ее. Особенно это актуально, если учесть, что огромное количество этих большегрузов передвигаются с перевесом, со значительным превышением допустимых норм по массе. Весовые пункты есть только на специализированных постах (как правило, за городом), а когда ты перевозишь десятки тонн внутри города, это практически никак не контролируется.
Да, многие скажут, мол, нужно делать качественней дороги, и тогда они «плыть» не будут под колесами грузовиков. Нужно вовремя менять старые коммуникации, и они сыпаться не будут от малейшего прикосновения. Во многом это — так. Где-то на асфальте сэкономили, где-то труба с 70-х годов не менялась. Тем не менее, даже положенное по всем правилам покрытие не выдерживает огромного груза летом при высоких температурах, которые свойственны для Краснодара 8 месяцев в году. Только представьте, что творится с горячим (и не только) асфальтом, когда по нему проезжают 50 тонн груза, который распределен по давлению на небольших пятнах контакта на трех осях.
Вот некоторые цифры, которые заставляют задуматься. По словам представителей Автодора, один перегруженный грузовик воздействует на дорожное покрытие, как 100 000 проехавших там же легковушек. Если грузовик загружен по норме, то это примерно равно 20 000 легковых автомобилей, которые проедут в том же месте. То есть, клади там покрытие по технологии или не клади, эффект от большегрузов несравним с легковым транспортом. Также по мнению Автодора, примерно 40% грузовиков едут с перевесом, а урон, который они наносят дорожному покрытию, равен примерно 2,5 триллионам рублей в год при бюджете на дорожное строительство в 1 триллион в год. То есть, идет постоянное разрушение дорог, несмотря на постоянный ремонт.
И еще несколько факторов, которые ярко показывают, чем большегруз для покрытия хуже легкового авто. У грузового автомобиля удельное давление колеса на дорогу в четыре раза выше, нежели у легковушки. Также в четыре раза в среднем больше по площади и пятно контакта на покрытие. Продольные силы воздействия в пятне контакта выше раз в 10-15, в зависимости от модели. Если у легкового автомобиля 4 колеса, то у грузовика их, как правило — 10 штук и более. Также стоит понимать, что нагрузка на ось автомобиля у груженого грузовика выше в 10 раз. Ко всему этому прибавим пробеги грузовиков, которые часто превышают средний пробег легковой машины в 3-4 раза (а то и больше).
Другой негативный момент — затруднения движения, связанное с особенностями передвижения большегрузного транспорта по узким городским улицам (в принципе, по любым улицам). Например, это медлительность в потоке и на светофорах, что сильно задерживает остальных участников движения и создает пробки. Несколько лет наши городские власти вводили во время летнего зноя ограничения на передвижение большегрузного транспорта днем, но проблему это не решало. Более того, многие водители грузовиков и вовсе игнорируют запрещающий проезд знак: 500 рублей штрафа, и ладно. И то, если поймают. То же творится и с перегрузом: попробуй поймай и штраф небольшой, если грузовик оформлен на физическое лицо.
Сейчас у городского краснодарского руководства есть планы по запрету въезда в город для большегрузного транспорта. В ближайшие годы эту практику планируют ввести. По крайней мере, такое желание прозвучало на заседании общественного совета по транспорту.