Posted 11 мая 2022, 15:42

Published 11 мая 2022, 15:42

Modified 24 декабря 2022, 23:25

Updated 24 декабря 2022, 23:25

Беженцы, которые выбрали Россию: как с ними работают волонтёры, что говорят люди

11 мая 2022, 15:42
В результате последних событий на территорию России, а также ДНР и ЛНР*, направились тысячи беженцев с территории соседней страны.

Многие из них отправляются к родственникам, кто-то находит средства приобрести недвижимость в России, кто-то пытается жить другой жизнью, перестроиться на новый дом. Но есть люди, которые этих возможностей не имеют. Те, кому помогают волонтёры, и им без этой помощи выжить будет очень и очень сложно. Такие люди могут жить определённое время, например, в лагере беженцев. Один из таких лагерей с волонтёрами находится на территории Ростовской области. Примерно на равном расстоянии, между Таганрогом и Мариуполем, что в Донецкой области.

Истории, люди, эмоции

На самом деле, эмоций и историй там хватает. Ситуация нестандартная, экстраординарная. В таких ситуациях, естественно, обычных эмоций и связанных с этим историй быть не может. Многие из людей, находящихся там, пережили, возможно, одни из худших дней, недель или месяцев в своей жизни. Мы поговорили с волонтёрами и беженцами.

Ночью 87-летняя Раиса Степановна одна приехала на автобусе с другими беженцами из Мариуполя. Попросила бутылку воды, но у женщины не было сил ее открыть — пришлось помочь. Выяснилось, что на территории России, в Орле, у нее есть родственники — внук двоюродного брата. Контактный телефон находился во внутреннем кармане кофты, у нее не было сил его достать. Было решено позвонить родственникам уже утром. Да и ночь на дворе, никто не ответит.

— Я выбралась из берлоги, полтора месяца в подвале сидели. Голодные, никто нам помощь не оказывал. Приезжали только трупы забирать. Жила в Мариуполе в квартире на восьмом этаже. Разбомбили наши дома на улице Ильича. До сих пор бомбят и бомбят каждый день. В бомбоубежище, где я находилась, такая же, как я, умерла. Голодной смертью. А я не хочу умирать. Родственники позвонили соседям, сказали приехать к ним. И я решилась. Сказали доехать до Ростова-на-Дону, а там они встретят и заберут. Значит жалко им меня. Мне еще нужна справка, что я беженка.

С собой у Раисы Степановны, которая прожила Мариуполе 56 лет, только один небольшой пакет вещей.

— У меня продуктов было года на три. Жила бы нормально, если бы хаты не лишилась. Лестница обвалилась, я даже не знаю, что с квартирой, потому что не могла туда добраться.

Недалеко Мариуполь (примерно 45 км). Иногда, слышны взрывы.

Есть и люди, которые отмечают, что решение идти или ехать в сторону России или сторону Донбасса приняли ещё тогда, когда на территории их регионов находились военные их на тот момент родной страны. «Обижали, унижали. Говорили, что и в прошлый раз, 8 лет назад, мы россиян чуть ли не с цветами встречали. Обещали расправу, если в этот раз также будет», — рассказывает Андрей, чудом выбежавший из разваленного дома. Как только дом был повреждён, собрался, и быстро уехал. И, как отмечают люди, иногда, с трудом удалось вырываться от «своих» в сторону России.

Волонтёры. Горячий суп и понимание

Чтобы попасть в Россию, нужно преодолеть нейтральную полосу, которая составляет около полукилометра. Машины едут с белыми тряпками и листами бумаги на капотах, дверях, стёклах. На границе всем предоставляют необходимые средства гигиены, питание для детей, воду. Можно найти корм для братьев наших меньших.

Волонтёры** работают посменно, так как поток нуждающихся людей не прекращается. Кто-то рассказал о семье, которая шла пешком более 50-ти километров. Казалось бы, не так и много для молодого парня, например. Но для двоих людей в возрасте более 60-ти лет — то ещё испытание. Благо, помогал 26-летний родственник, который пошёл с ними.

Людям предлагают горячий суп с макаронами, борщ, каши, чай. Многие беженцы давно так не питались. Некоторым не хватает самого простого, но и самого дорогого: просто, чтобы с ними поговорили, обняли, дали понять, что они в безопасности. Как отметила волонтер Светлана, «многие из беженцев потеряли уверенность, что дальше всё будет нормально, им нужно вернуть эту уверенность, это очень сложно, психическое выгорание происходит очень быстро, но мы понимали, куда едем, и какое благое дело делаем». На самом деле, девушка отметила, что для волонтёров стало уже нормальным делом — просто выйти за палатку, сесть и прореветься. В основном, здесь трудятся молодые девчонки, так как не хватает женских рук на кухне, в быту. Но есть здесь и вполне взрослые парни, которые таскают тяжести, помогают беженцам. Но и они порой не выдерживают психологически: увидеть слёзы на щеках взрослого мужика тут — не редкость.

Жить дальше

На пропускном пункте людей встречает таможенный контроль. Это необходимая процедура, как и во всём мире, как и в любой другой ситуации. Есть определённые способы проверки, есть базы данных. Процедуру сотрудники таможни пытаются провести максимально быстро, понимают, что многие беженцы слабы, вымотаны. Тут же, в пропускном пункте тоже есть волонтёры, которые готовы накормить и напоить, пока происходит ожидание и процедура проверки.

Есть немалая часть людей, которые отмечают тот факт, что им удалось выжить чудом. У многих сгорели документы, вещи первой необходимости. Теперь им будут помогать миграционные специалисты из ДНР, ЛНР и России. На месте волонтёры помогают беженцам по вопросам, куда и к кому обратиться по тому или иному вопросу. Огромная беда и проблема в том, что огромное людей просто потеряли друг друга. На большой территории Украины с 27 марта не работала мобильная связь. Люди не могут найти родственников, многие отчаялись.

Для таких людей, у кого нет документов, потеряна связь с родственниками, есть пункты временного размещения в Таганроге. Там специалисты помогают, чем могут. В восстановлении документов, подтверждении личности, в поисках родных и близких. Там же можно абсолютно бесплатно находиться до тех пор, пока дальнейший алгоритм действий не будет человеку понятен, пока делают документы.

У многих людей здесь, с этой палатки и горячего супа с гречкой начинается новая жизнь. Настоящая новая жизнь. Это сложно понять в определённом моменте. Но это приходится понимать. И это нужно пережить.

* Согласно информации от МЧС ЛНР, республика приняла и разместила более 18 тысяч беженцев из зон боевых действий: «В ЛНР ежедневно прибывают люди, эвакуированные с недавно освобожденных территорий. В данный момент Республика приняла и разместила 15404 взрослых и 2606 детей. Они спасаются от войны, разрухи, голода и находят приют в городах и поселках Республики, где получают временное жилье, еду, одежду, обувь, средства личной гигиены и бытовой химии».

** Выражаем особую благодарность в создании материала коллегам из Ростова-на-Дону, порталу Юга.ру, материал которого можно прочитать здесь, а также волонтёрам сообщества «Неравнодушные». Чтобы помочь людям, стать волонтёром сообщества, можно заполнить форму на этой страничке.

Подпишитесь