Новые Известия(Кубань)
Что не так (или так) с проектом «7 улиц» в Краснодаре?
3 марта 2021, 02:33
Что не так (или так) с проектом «7 улиц» в Краснодаре?
Кто-то может задать вопрос: а зачем вообще проект исторической части нужен городу.

В частности, городу Краснодару. Ведь, в отличие от старинных российских городов, как бы это не было обидно слышать, у Краснодара история не такая уж и богатая. Более того, схожа с немалым количеством населенных пунктов Кубани. Сейчас кто-то кинет в автора этих строк камень, но имеется в виду сравнение с такими историческими центрами, как тот же Новгород, Суздаль, Владимир или Казань. Там, где исторический центр — это нечто уходящее глубоко в исторический грунт нашего государства. Но никто не сомневается, что и Краснодар достоин большего, нежели просто столица кубанского казачества или вовсе, как в последние годы — место переселения граждан с холодных краев всея Руси. Мы решили поговорить о проекте изменения городского центра с Мирославом Вальковичем, гражданским активистом, урбанистом, участником движения «Городские решения».

Проект «7 улиц» появился сравнительно недавно, но уже стал некой материей раздора. Судя по отзывам в соцсетях, общество делится на противников и сторонников примерно 50/50. Каковы, по Вашему мнению, основные аргументы в пользу проекта?

А давайте каждый задастся вопросом — нравится ли вам исторический центр города? Его комфорт, текущее состояние домов, объектов культурного наследия, ливневка? Готовы ли вы с семьей или с родственниками из других городов гордо прогуляться по Красноармейской или Коммунаров, не скрывая при этом стыдливо глаза? Насколько безопасно и комфортно проживают сами жители исторического центра? Я думаю тут вопросы очевидны. Долгое время интересы старого города игнорировались, сотни домов пришли в упадок, в том числе объекты культурного наследия, инфраструктура износилась, улицы криминализировались.

Проект «7 улиц» — это запуск целого комплекса механизмов преобразования исторического центра. Прежде всего — создание условий инвестиционной привлекательности объектов и улиц, развитие экономического потенциала территории, создание комфортных условиях для жителей и гостей. Фактически речь идет о структурных и функциональных изменениях в жизни центра города.

Главное негативное восприятие связано лишь с ощущением, что для этого будет сужена проезжая часть. Но на самом деле это не совсем так. Любой водитель (а я себя к ним тоже причисляю) знает, что на этих участках и так давно работает лишь одна полоса, поскольку остальное пространство просто запарковано автомобилями. При этом, самому достаточно сложно найти свободное место и приходится кружить в поисках доступного парковочного кармана. Такой блуждающий трафик вместе с парковочными маневрами зачастую и создает дополнительные затруднения на улицах. Проект предлагает не сколько сужать активные полосы, сколько расширять и озеленять пешеходную часть за счет неэффективно используемого парковочного пространства. Таким образом, на большинстве участков на само движение автомобилей этом мало как отразится, а на отдельных участках даже улучшится. Это как про стакан, который для одних наполовину пуст, а для других наполовину полон. При этом, при любом ответе количество воды одинаково.

Фото:из презентации проекта

Как быть с городским транспортом? Не стоит отрицать того, что работает он в городе ужасно. При реализации проекта ставка делается именно на гортранспорт. Он внезапно станет лучше работать?

Ну во-первых, исторический центр достаточно доступен с точки зрения гортранспорта. И трамваи, и троллейбусы там широко представлены, а их существующий потенциал не исчерпан, и с ростом спроса есть куда и как развивать. Другое дело — доступность центра для других районов, особенно новых. Здесь мы полностью поддерживаем инициативы Марины Репещук (о её мнении мы писали ранее).

Во-вторых, планируется запуск ТПУ (транспортно-пересадочного узла) на месте бывшего скобяного рынка, что также повысит комфорт и доступность общественного транспорта в центре.

В-третьих, «7 улиц» является частью огромной проектируемой сети СИМ (средств индивидуальной мобильности) — велосипеды, электросамокаты и пр., причем, без помех для автомобилистов и пешеходов.

Фото:из презентации проекта

Многие люди, которые живут в центре города, боятся, что это первый шаг к удалению частных домов из центра. Проехать в свой старый дворик на машине становится всё тяжелей. Возьмите ту же Рашпилевскую или Красноармейскую. Там по краям улиц стоят машины живущих там людей. Как быть, если их лишат такой возможности? Говорить, что это — их проблема, это не преступление?

Губернатором определены границы исторического поселения. Это же занесено в главный градостроительный документ — генеральный план. Так что, при всем желании организовать «строительный беспредел» будет невозможно с технической точки зрения. Кроме того, мы — общественность, этого просто не дадим сделать. Более того, с ростом привлекательности района будет расти и стоимость недвижимости. Так что, жители только в выигрыше. Про парковки местных жителей. Мы проводили встречи с жителями по ул. Чапаева. Так вот они наоборот просили чуть ли не убрать парковки с улиц под окнами, поскольку у них своя охраняемая во дворе. Дело в том, что в рассматриваемых границах сегодня нет в принципе бесплатных парковок в дневное время — они все платные и без особых условий для резидентов. При этом, заехать в свой дворик будет ничуть не сложнее чем сегодня — все соответствующие заезды и карманы будут учтены при проектировании. Единственно что попрошу — это принять активное участие в предстоящих стратегических сессиях по обсуждению проекта, которые будут проводиться с жителями. Именно там каждый сможет внести свои пожелания и замечания, учесть заезды, парковки, тихие зоны и прочие нюансы. Это действительно — очень важно.

Как Вы думаете, проект уже готов, а общественное обсуждение — формальность? Или он реально будет (или не будет) рождён в процессе обсуждения с горожанами?

Ну, во-первых, он родился снизу, от самих горожан, в том числе. Во-вторых, обсуждение уже идет почти год, и будет продолжаться, в том числе, на проектных сессиях с жителями этих улиц, с владельцами зданий, предпринимателями и так далее. Вот сейчас, с вашей помощью мы также обсуждаем. Много дискуссий в соцсетях и на круглых столах. Пишите, высказывайтесь. Уже в процессе поступило огромное количество замечаний и предложений, которые будут учтены. Пока идет предпроектная работа — возможно все.

Не кажется ли Вам, что сначала нужно в городе решить транспортную проблему (досягаемости гортранспорта), решить проблему пропускной способности улиц, а уже потом думать о таких замечательных инициативах?

В городе нужно решать все проблемы, и не последовательно, а параллельно — только так мы сможем успеть за темпами развития. Более того, раскрытие экономического потенциала центра позволит увеличить налогооблагаемую базу, которая напрямую поступает в муниципальный бюджет. А значит, что у нас появится больше ресурсов и возможностей, в том числе для решения транспортных задач.