В этой среде обитания работодателей и соискателей имеются некоторые тенденции и особенности, которые ранее были, либо не так заметны, либо вовсе отсутствовали. Ранее также бытовало выражение: «незаменимых людей нет».
Возможно, это выражение было верным и применимым во времена Советского Союза. Другая система образования и отсутствие частных компаний. То есть, отсутствие конкуренции на рынке. Тогда это возможно. Да, были и иные вызовы и частные случаи. Сейчас, я уверен, многие коллеги-работодатели с этим выражением не согласятся.
Многие сталкивались с ситуацией, когда уходил тот или иной сотрудник, и направление просто катилось под горку. заменить человека оказалось просто невозможно. А тот, кто пришёл на замену бфл на уровень ниже, а то и более. Приходилось заново обучать, растить и так далее. То есть, незаменимые люди есть. Несомненно.
Возможно, это происходит из-за того, что стала видна разница в образовании и желании им пользоваться. Кто-то учится постоянно, каждый день. Кто-то отучился дай бог в университете, и всё. Как многие говорят, «отсидел» на скамье вуза, и хватит. Одни сотрудники просто выполняют свои обязанности в рамках трудового соглашения с 9 до 18 каждый день по будням. Это, как говорится — стандарт. И сейчас не о них.
Другие сотрудники обладают широким спектром знаний и навыков, которые позволяют им решать даже самые сложные задачи, других отличает стремление и упорство в достижении поставленных целей. И главное — они сами в себе эти качества культивируют, сами самообразовываются, кайфуют от своего дела и профессии. Они нацелены на выполнение задачи, а не работу с 9 до 18 каждый день. Главное — выполнить задачу, а остальное — частности.
Эти люди не только поддерживают стабильность предприятия, но и активно способствуют его развитию и процветанию. В их работе отражается не только умение, но и преданность делу, вдохновение, которое они находят в ежедневных задачах. Такие сотрудники становятся не просто частью коллектива, а его сердцем, без которого начинает теряться пульс и энергия. Их вклад в работу не измерить часами работы или банальными статистиками — это неподвластные цифровым данным энтузиазм и инициатива. А теперь представьте, что такой человек уходит. Как его заменить? Никак.
Приходится менять подход к делу, подстраиваться к сложившимся обстоятельствам. делать это мало кому приятно. Когда у вас в гараже Bentley заменили на «Ладу», когда чётко отлаженный комфортный механизм заменили на что-то, что может не заводиться или работает со скрипом и хрустом… согласитесь, приятного в этом мало.
Конечно же, это не всегда так. Во многих случаях заменить можно. Но очень далеко не всегда. Современные компании все чаще сталкиваются с вызовами, где технологическая эволюция и изменяющиеся рыночные тенденции требуют быстрых и качественных решений. В таких условиях важность незаменимых людей возрастает многократно. Они очень часто даже играют роль наставников в коллективе.
Что в идеале? В идеале, несмотря на существование незаменимых людей, компаниям следует сосредоточиться на создании культуры, вдохновляющей к обмену знаниями и личному росту. В итоге это приведет к формированию не единственного незаменимого человека, а целой команды, где каждый может стать таким человеком в нужный момент. Но это — в идеале. И достигнуть этого дано далеко не каждому. Более того, это стоит достаточно дорого. Как с точки зрения финансовых вложений, так и с точки зрения затрат именно эмоциональных и временных.