Posted 8 сентября, 21:13

Published 8 сентября, 21:13

Modified 8 сентября, 21:13

Updated 8 сентября, 21:13

Треугольные пакетики с молоком: как появились в СССР и куда исчезли

Треугольные пакетики с молоком: как появились в СССР и куда исчезли

8 сентября 2024, 21:13
Фото: Новые известия Кубань
Треугольный пакетик молока — один из символов эпохи СССР.

Евгений Мельченко

Конечно же, кто-то скажет, что правильно говорить — пирамидальный пакетик (или даже тетраэдр). Но это — «душные» частности. Наверняка, многие из наших читателей помнят эти пакетики. Треугольные с вкусным молоком.

Появились они в Союзе в начале 60-х годов прошлого века. Появились, и стали буквально одним из маркеров тех времён. И продавались до конца 80-х и даже начала 90-х годов. Но обо всём по порядку.

Такие пакеты разработаны были не в СССР. Их начали производить за границей несколькими годами до того, как аналог появился в Союзе. Изобрел такую форму тары шведский инженер Эрик Валленберг. Согласно его мнению, такая форма должна была больше сохранять свежесть продукта. Мол, пирамидальная форма на это влияет согласно распространению энергетических потоков и т. д. Помните, в 90-е годы всевозможные шарлатаны продавали пирамидки для дома — будет счастье, деньги водиться и положительная энергия.

На самом деле, швед это отмечал только, как возможное дополнение. Не более того. Просто в такой таре было удобней в то время перевозить небольшое количество таких пакетиков для транспортировки к заведениям. Будь то детский сад или воинская часть. Дозированно и удобно, складывая один на один. Такие пакетики выпускали в Швеции с 1944 года. Но долго эта «инновация» не продержалась. Вскоре (лет через десять) от неё отказались. Идея перекочевала во Францию.

Вот там, кстати, на одной из выставок её и увидели советские представители. В одной из передач про эту упаковку так и говорилось, что к нам этот «треугольник» приехал из Парижа. В этом есть правда, но придумали его не там. Кстати, форма тетраэдра дала и название таре — тетрапак (и компании Tetra Pak).

Почему в СССР выбрали этот тип тары? Причины были, на самом деле, аналогичны шведским и французским. Выше мы их не озвучили, но они таковы:

  • простота, а главное — дешевизна изготовления;
  • простота перевозки в специальных ящиках;
  • лёгкость перевозки в сравнении со стеклянной тарой;
  • безопасность перевозки в сравнении со стеклянной тарой (не бьётся).

Вы спросите, а что мешало принять на вооружение сразу прямоугольную упаковку, какие сейчас и продаются? Треугольник было изготовить проще — два шва и всё. Готово.

Почему отказались от треугольного пакета? Технологии шагнули вперёд. Особой разницы в производстве тетраэдра или параллелепипеда (кирпичная форма) уже не было. Как оказалось, перевозить в больших масштабах молоко в треугольниках оказалось неудобно. Точнее, поменялась логистика. Если раньше к магазину каждый день вёз молоко условный Иж «пирожок» или «каблучок» (где как называли) с фургоном, то позже пришли к перевозкам большими машинами сразу по десятку точек. А в больших кузовах грузовиков треугольнички было возить ужасно неудобно. Рвались, проливались и так далее. Перешли на прямоугольные упаковки и на пластиковые бутылки и пакеты. По сути, эти пакеты убила логистика. Как в прошлые времена, когда развозчиков молока на велосипедах или мотороллерах сменили большие автомобили.

Есть мнение, что эти пакеты были экологичней. Но это — не так. Картон был с прослойкой, которая трудно отделялась. Конечно — не пластик, но тоже не подарок, как говорится. В стекле было бы гораздо экологичней, что в Союзе тоже понимали. И делали ударение именно на стеклотару. Впрочем, и экология, как таковая, тогда никого особо не волновала. Важно было тратить меньше на производство, а переработка стекла позволяла это делать с учётом дотационных ресурсов (большую долю затрат на газ, топливо и электричество на предприятиях, зачастую, покрывало государство).

С другой стороны, можно отметить, что от этого треугольного пакетика никто особо и не отказался. В таких тетрапаках молоко и другие продукты выпускаются и по сей день. Некоторые производители считают его удобным, а кто-то — просто играет на чувствах ностальгии. Маркетинг никто не отменял.