История давняя, но актуальная, как никогда. Если решить полюбовно её можно было году в 2019, то сейчас разгорается настоящая битва. Но обо всём — по порядку. Новость о том, что дольщик одного из краснодарских проблемных ЖК объявил бессрочную голодовку разлетелась по краю совсем недавно. Таких было и раньше немало. Строили (и строят) в Краснодаре много. Проблем — тоже немало.
Мы отправились к знаменитому памятнику Кубанскому казачеству, что под краевой администрацией. Там мы встретились с Алексеем Николаевичем Богушевым. Именно здесь обманутый дольщик под осенним холодным дождём рискует своим и без того подорванным на СВО здоровьем ради жилплощади, которую не может получить уже почти десять лет.
Так думали потенциальные жильцы, когда стало известно об амбициозном проекте. Его «презентовали» не кто-то там, а тогдашний мэр Краснодара Владимир Евланов и страшно сейчас представить — Дмитрий Медведев. Случилось это в рамках инвестиционного форума в Сочи в 2014 году. Понятно, что тот же Медведев вряд ли знал, чем оно обернётся. И вообще, что за проект такой. Но подписано соглашение было такими вот высокими именами. Назывался тогда жилой комплекс «Звёздным». Согласитесь, картинка красивая. Такие фамилии рядом с проектом — чем не гарантия. Люди поверили.
Было там и ещё одно имя — господин Геннадий Дьяков, который решил этот проект воплощать в жизнь. Проект — восемь 18-этажных домов в районе известного в Краснодаре торгово-развлекательного центра «СБС», буквально через дорогу. Салюты утихли, началась рутина. Как оказалось, ЖК расположен на территории бывшего завода ОАО «Завод СМиК», где располагается железнодорожное полотно, которое делит участок на две части. Возникла проблема с документацией. В итоге, строить пока решили только на двух из четырех участках.
Что касается завода, то его ранее обанкротили, и продали землю под дома за определенные средства (вероятно, примерно за 28 миллионов рублей). Позже директор Алексей Цегельник поимел проблем с законом из-за этого процесса.
Началось строительство. Как говорится, дело пошло. Застройщик «Юг-ГарантСтрой» начал работы. Дольщики в предвкушении переезда, строители — в работе. «Документально всё было хорошо. Больше половины сделок — ипотека. Страховые компании работали. Принимали сертификаты, материнский капитал и так далее. Абсолютно всё по закону. По словам сотрудников, они в день продавали чуть ли не 30 квартир. Место хорошее», — рассказывают дольщики.
Но счастье длилось не долго. В какой-то момент люди начали волноваться, что дело идет не так, как должно быть. Деньги со стройки начали выводить. Строительство замедлилось: «Дьяков открыто говорил, что они не воруют, а берут свою прибыль».
Застройщик планировал также, вместо 18 этажей, поставить сверху ещё два этажа. По крайней мере, добавить их в проект. Ему разрешения не дали. Тогда он начинает пробовать получить разрешение на строительство ещё двух литеров, третьего и четвертого. Разрешения он опять не получил.
Одна из дольщиков, их представительница ходила на строительную площадку, чтобы следить за тем, что на стройке остались рабочие. Позже оказалось, что они уже тогда находились там «номинально». Просто показать видимость бурной деятельности. Но в том же 2016 году Дьякову, всё-таки разрешают добавить в проект два этажа. Дольщики думали, что сейчас строительство продолжится. Но 15 марта он собрал дольщиков, где объявляется, что строительство не продолжат. В мае того же года Дьяков заявил, что он закрывает строительство. Это также было озвучено в мэрии города в рамках собрания в городской администрации.
Как же так получилось, что денег под строительство не хватило. Тут несколько моментов. Через определенных лиц некий Гайворонский передаёт генеральному подрядчику «Кристалл Комфорт» большую часть квартир. Они перепродаются людям за наличные средства. Но эти средства застройщику не передаются. Как итог — на стройку не хватает примерно 1,35 миллиарда рублей.
Тогда же дольщики узнали такую фамилию, как Гайворонский. По их мнению, он выводил деньги на строительство отеля «Утёсов» в Анапе (элитный отель). Есть также мнение, что отель позже могли заложить, чтобы продолжить строительство ЖК «Мультиплекс Кино». Но этого не случилось. Тогда же фигуранты скандала впервые вызывались в прокуратуру для выяснения подробностей.
В июле 2017 года задерживают Дьякова. Он якобы уже пытался скрыться, но его вернули, и отправили в руки правосудия. После этого Гайворонский обнадеживает дольщиков вариантом продажи 3 и 4 литера, и продолжения стройки 1 и 2-го на эти деньги. Однако из этой затеи ничего не получается.
После этих событий начинаются поиски того, кто может достроить проблемный ЖК. Строительные компании не соглашаются, так как большинство квартир уже продано, и выгоды от проекта на этой стадии нет. А в октябре 2017 года арестовывают Гайворонского и гендиректора застройщика Овчинникова. Подтверждаются схемы мошенничества и то, что деньги от ЖК перетекали на строительство отеля.
Тогда дольщики начинают активно действовать в плане обращения внимания на проблему. Только вдумайтесь, обманутых дольщиков по этому ЖК — более тысячи. То есть, 1086 квартир. В январе 2018 года дольщиков радует администрация — нашли инвестора, который готов достроить объект.
Но надо было «выправить» все документы. А это оказалось не так и просто. Процесс длился почти два года. Им занимались дольщики. Но сделали всё по правилам. Однако в процессе следствия выяснилось, что земли завода «СМиК» были выведены незаконно (напомним, его директор Цегельник уже сидит). То есть, земли нужно изымать. Дольщики рук не опустили, поехали к Медведеву в Москву, землю отстояли. А администрация заключает «рамочный договор» под обременение дольщиков.
Кстати, о качестве строительства — отдельная реплика. «Дома вели себя странно, когда на них начиналась нагрузка. Начали достраивать, когда выяснилось, что балконы шли у нас без закладных. Что некоторые стены ходят ходуном. Это всё нужно было устранять», — рассказывает дольщик.
Отсюда вопрос: собирался ли застройщик изначально строить пригодный для жизни дом? Или его «проблемы» и слив из проекта закладывались заранее?
Вопросов там, на самом деле немало. Но их задают уже по мере решения проблем. А они, по мнению жильцов на тот момент постепенно начинают решаться. Новый застройщик приступает к работе.
Как бы то ни было, но дома начинают достраивать. Взялся за это инвестор в лице холдинга «АВА» (ООО «Группа компаний „АВА“). Компания готова была профинансировать строительство, которое осуществляет застройщик ООО „СЗ „АльфаСтройКомплект“ компании ООО „ТелекомСтрой“ предпринимателя В. С. Рожкова.
Строительство идет достаточно бодрыми темпами. В домах уже появляются лифты и прочие признаки близости окончания строительства. Первый литер достигает готовности 70%, второй литер — 50%.
С момента заключения Гайворонского проходит определенное время, и наказание он отбывает. Выходит на свободу. И предъявляет свои требования по участкам земли. Хотя, несколько лет назад сам сообщал, что является таким же обманутым дольщиком. Что его обманули и так далее. Казалось бы, ситуация решаемая. Игорю Алексеевичу предлагают за землю деньги по их кадастровой стоимости. Но ему их оказывается категорически мало (около 320 млн рублей). Составляют договор почти на 550 миллионов. Но и этого впоследствии оказывается недостаточно.
Более того, появляется группа из других 19-ти дольщиков, которые хотят оспорить решение суда в пользу дольщиков. Казалось бы, запутанная ситуация. Но новыми дольщиками оказываются коммерсанты, которые вложились в коммерческие помещения в этом ЖК. В Ростове-на-Дону они апелляцию проигрывают. Подали на кассацию. Но тут Гайворонский подает на восстановление сроков исковой давности в суде, и «волшебным образом» ему сроки восстанавливают. Отменяя своё же апелляционное решение. Дольщики на это решение подают жалобу, которая отклоняется.
«Мы консультировались со многими юристами. И с самыми дорогими. И все говорят, что это — беззаконие. Так не бывает», — комментирует один из дольщиков.
Далее Гайворонский требует экспертизу. Конечно же, она будет отличаться от той, которую делали несколько лет назад. А застройщик должен будет разницу отправить в конкурсную массу. Оттуда будут осуществлять выплаты по коммерческим помещениям. Сколько из них принадлежит самому Гайворонскому или через аффилированных лиц — тоже интересный момент. Суд по экспертизе намечен на 20 ноября.
При условии и без того не особо выгодного кейса для нового застройщика — это дополнительная нагрузка. Тем более, вложено в строительство уже около 1,9 миллиарда рублей. Проект и вовсе превращается в убыточный. По сути, это будут похороны этого ЖК. И надежд более тысячи* дольщиков.
«Не знаем, на кого надеяться. Есть ли у нас ещё честные люди и честное правосудие. Но биться мы будем до победного конца», — рассказали дольщики под проливным дождем у администрации Краснодарского края. Там, где находится на бессрочной голодовке Алексей Богушев, обманутый краснодарец, ветеран СВО.
* — сейчас дольщики одного только ЖК «Кино» составляют примерно треть от всех проблемных дольщиков на территории Краснодара.