Что может случиться с пилотом самолета, когда он катапультируется

17 июля 2023, 17:18
Самолёт подбили, отказал двигатель, но пилот жив. Он катапультируется, и спасает себе жизнь. Но так ли это?

В течение буквально года мы видели несколько раз такие кадры, когда пилот катапультируется. Два из них произошли у нас в Ейском районе. В октябре 2022 года самолет Су-34 упал на многоквартирный дом. Пилот катапультировался. Он выжил. А 17 июля самолёт Су-25 упал в акватории Азовского моря недалеко от Ейского Лимана. Пилот катапультировался. Но не выжил. Как же так? Неужели катапультирование — это не значит выживание?

Катапультирование — это очень опасно

Да, действительно, катапультирование далеко не означает выживание. Это приспособление сильно увеличивает шансы на выживание, но не гарантирует это. Для того, чтобы объяснить, почему так происходит, давайте посмотрим цифры. Они отличаются в зависимости от марки самолёта, от скорости, от высоты катапультирования, от погодных условий и так далее, далее и далее. Очень много факторов.

Итак, самолёт летит в землю, пилот катапультируется. Пиропатрон отстреливает фонарь кабин, то есть — её остекление. В кресле срабатывает пара пиропатронов, срабатывает небольшой ракетный двигатель, который выталкивает из кабины пилота (вместе с креслом и парашютом). Кресло вылетает по специальным салазкам, которые направляют выбрасывание под нужным углом и не даёт креслу закрутиться или свалиться в бок. Так вот, вылетает пилот из кабины за 0,04 секунды. Разгон сидения от ракетного двигателя в кресле составляет до 320 км\ч за очень короткое время. В это время в российских самолётах пилот может получить перегрузку до 24 G. Такие перегрузки длятся примерно 0,8 секунды. Но этого времени хватает в некоторых случаях, чтобы оказаться критическими.

Так, например, есть данные о том, что примерно 10% пилотов могут получить смещение позвоночника при катапультировании. А 12% лётчиков получают при этом переломы ног. Не исключены повреждения внутренних органов.

Кстати, именно из-за риска при катапультировании в авиации США установлены ограничения: пилот истребителя F-35 не может весить менее 61 килограмма. Иначе, ему практически гарантированы критические травмы.

Теперь представьте, что может случиться с пилотом, который получил переломы при катапультировании, а потом ещё и приземлился в воду. Шансы выжить при этом сильно сокращаются даже, если пилот находился во время приземления в сознании. Если нет, то дела очень плохи.

Также стоит отметить высоту катапультирования. Если проблемы с самолетом произошли очень высоко, то пилот выжидает достижения более низкой высоты самолётом, а потом катапультируется. Если это возможно, и машина способна падать вниз или планировать. Но хуже, когда самолёт находится очень низко. На российских самолётах предельная высота катапультирования составляет 30 метров. Если выпрыгнуть из самолёта ниже, то шансы на выживание практически равны нулю. Нужно не просто выскочить из кабины, но нужно ещё время на раскрытие парашюта и несколько секунд на то, чтобы он набрал в себя воздух и замедлил падение. А этих секунд на низких высотах попросту нет.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что катапультирование даже в самых современных самолёта — это далеко не самая безопасная процедура. Наоборот — очень опасная.

#Армия #Евгений Мельченко #Транспорт #Аналитика #Наука #Происшествия #Военное дело
Подпишитесь