Posted 23 июня 2023, 11:17
Published 23 июня 2023, 11:17
Modified 23 июня 2023, 11:19
Updated 23 июня 2023, 11:19
Координацию злоумышленников производил гражданин Украины. А само вещество было предназначено для иностранного государства. Один килограмм цезия-137 пытались купить за 3,5 миллиона долларов США. Где произошло задержание, и у кого производилась покупка опасного вещества, на данный момент не сообщается.
Заведено уголовное дело по статьям 220 УК РФ и 226.1 УК РФ, незаконное обращение с радиоактивными веществами и подготовка к контрабанде радиоактивных веществ. Об этом сообщает РБК. Мы попытались разобраться в ситуации.
Зачем его пытались вывезти. Сообщается, что цезий злоумышленники хотели использовать в качестве материала для постановочных съёмок применения Россией «оружия массового поражения». «Что касается ядерного оружия, то цезий-137 для этого не подходит. Но он вполне подходит для того, чтобы сделать так называемую „грязную бомбу“. То есть, простым языком — напихать вещество в снаряд, взорвать, чтобы распылить на территории. Это спровоцирует радиоактивное заражение. Для информационной войны — то, что надо», — комментирует эколог Евгений Мельченко.
Что такое цезий-137. Это — радиоактивный нуклид. Он претерпевает бета-распад, в результате которого превращается в стабильный изотоп бария (137). Если говорить о вреде человеку, то накапливается цезий, в основном, в печени и мышечной ткани. В организм через кожу он проникает редко. Главный канал проникновения — органы дыхания и пищеварения: вдохнуть пыль, съесть зараженный плод с дерева или ягоду. Получить цезий-137 можно при переработке отходов ядерных реакторов.
Почему его нельзя взять на Украине. Многие «специалисты» написали в социальных сетях о том, что радиоактивный цезий можно было взять на одной из АЭС на Украине, и не рисковать, вывозя его из России. Тут есть один важный момент. Дело в том, что происхождение такого рода материалов можно вычислить. Организация МГАТЭ следит за тем, чтобы опасные вещества, топливо для АЭС и подобные вещи «маркировались». То есть, топливо, произведённое в России или на Украине — отличается. Изотоп, полученный в одной лаборатории, отличается от того, который получен в другой. Поэтому, логично для провокаций взять материал с территории врага. Если применить свой, то подвох достаточно легко раскрыть.
«Однако есть лазейка общая для нас всех — это материалы, которые были произведены во времена СССР. Период полураспада у цезия составляет примерно 30 лет. Это не плутоний, где после заражения с территорией можно попрощаться (распадается более 6 тысяч лет), но тоже достаточно неприятная „штуковина“. Страна была одна, и разбери потом, кто и где это взял. Хотя, тоже можно. Позже это всё маркировалось и также контролировалось МАГАТЭ. Но всё ли там контролировалось? Как контролировалось? Кем? В общем, будет определить гораздо сложней», — отмечает Евгений Мельченко.