На самом деле, многие относятся к этому празднику вполне сдержанно. Многие празднуют с отношением — а почему бы и не праздновать, чем больше праздников, тем лучше. На эту тему мы проводили опрос ещё в прошлом году. Противники и сторонники разделились примерно поровну, что говорит о большом распространении этого праздника в России.
Праздновать День святого Валентина — нормально:
Распространение в России День Валентина получил в 90-е годы прошлого века. Это произошло наряду с Хэллоуином и даже с Днем святого Патрика, который тоже отмечают во многих питейных заведениях. Особенно, в Москве и Санкт-Петербурге. И ирландцев среди отмечающих, порой, совсем не замечается.
«В 90-е годы праздновать было принято, что угодно и как угодно. Моральное состояние россиян оставляло желать лучшего. Всевозможные праздники были способом забыть о проблемах, которые преследовали россиян каждый день. А что там за праздник, Валентина или Патрика — это было уже совершенно не важно. Знаменитая шутка о том, что надо выпить за День взятия Бастилии — это же не шутка совсем. Реально многие россияне отмечали этот день французской революции. Хорошо это или плохо? Праздновать что-то и как-то — это дело сугубо каждого из нас. Главное, чтобы это не мешало окружающим. Конкретно, этот праздник ничего ужасного собой не представляет. Почему бы и нет. Дело в том, что эти праздники — это такая естественная история. Приживутся, и ладно, нет — и не надо», — прокомментировал обозреватель Илья Скопинцев.
Происхождение праздника имеет несколько вариантов. Единого подтверждённого точного источника нет. По одной из легенд, священник Валентин произвёл запрещённый римским императором обряд венчания. Это привело его в ярость, и 14 февраля Валентина казнили. По другой легенде, Валентин отказался принять веру, отрекаться от христианства. Его посадили в тюрьму. Там он вылечил дочь тюремщика, а накануне своей казни 14 февраля послал ей письмо, где признался в любви. Отсюда и традиция слать «валентинки» влюбленными людьми.
Сам День святого Валентина появился в 496 году с руки папы римского Геласиуса. А канонизирован Валентин был немного ранее, как святой мученик, принявший смерть за свою веру. Католики праздновали этот день достаточно долго. Однако есть такой момент. Есть тут и информация, которую мало, кто знает. Дело в том, что в 1969 году сама же католическая церковь изъяла из литургического календаря этот праздник. Официально в церкви его нет. Но влюблённые всего мира сами считают этого святого своим покровителем.
Но тут же отметим, что в православных традициях тот самый святой Валентин тоже почитается. И почитается до сих пор. Точнее, даже два святых Валентина, принявших мученическую смерть от римлян. Один (Валентин Римлянин) почитается 19 июля, а другой (Валентин епископ Интерамны) — 12 августа. То есть, в отличие от католиков, православные Валентина из своих литургических календарей не вычёркивали. Но в православии тот самый святой Валентин Римлянин с влюблёнными никаким образом не пересекается, и покровителем их не является.
Российский аналог тоже существует. Это день святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля. Эти православные святые считаются покровителями семьи и брака у православных христиан. Жил такой князь муромский Петр, который страдал от проказы. Узнал, что есть такая крестьянка Феврония, которая может его излечить. В процессе лечения, князь влюбился в свою спасительницу. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Умерли в один день 8 июля 1228 года. Их похоронили в одном гробу. А впоследствии канонизировали под именами Давид и Евфросиния. Мощи Петра и Февронии сохранили. Они находятся в Муроме на территории Свято-Троицкого женского монастыря.
Ситуацию можно сравнить с Дедом Морозом, который в 90-е был уже практически переименован (заменён) в Санта-Клауса. Говорить, что это неприемлемо — достаточно спорный момент. Особенно, когда с такими жалобами выскакивают в медийное поле православные люди. Которые, в свою очередь, выступают за языческого Деда Мороза. То есть, пусть он тоже — фигура спорная, но она своя. Что звучит просто смешно. Оксюморонов у нас в культуре хватает. И плодить их нам никогда не надоест. А праздновать или нет — дело каждого. По крайней мере, пока что.