Точнее, сложно сказать, переживает или уже доживает. Мнений по этому поводу много. Есть даже и оптимистичные прогнозы. Но мы попробуем кратко прикинуть, что может получиться в ближайшем будущем. Вариантов развития событий немало, но остановится стоит на двух основных.
И, на самом деле, хорошо, что их есть хотя бы два. Есть и третий. И о нём мы тоже расскажем. Но он из разряда «недайбог». Первый вариант — пессимистический. Остаёмся мы с нашим родным автопромом. И более ни с чем. И это было бы очень печально. Не секрет, что наш родной автопром — это дно, рухлядь и технологии, которые с современным автопромом не имеют ничего общего. За очень редким исключением. И вот с этими автомобилями нам долго жить. С «Грантами» за 1,5 миллиона (в лучшим случае), с «Вестами» по цене «Тойоты» трехгодичной давности. Представить это сложно, но уже можно. Да, кто-то скажет, что это — временно. Возможно, это и так. Но, как мы часто можем понимать, нет ничего более постоянного, чем временное. Ещё хуже то, что купить такие автомобили... об этом позже.
Второй вариант — оптимистический. На авторынок России, вместо загнивающих западных марок и их моделей, придёт процветающий китайский автопром. И это — не ирония. Китайский автопром реально развивается, он хорош, у него прекрасное будущее. Хотя, у этой точки зрения много противников. Более того, судя по всему, у китайцев нет проблем с дефицитом авто. И тут уже открываются странности постковидного автомобильного рынка. Когда мир стонет, а Китай вполне себе нормально (сравнительно) выживает. И дефицита полупроводников там нет. Но это уже — иная история. В целом, замена европейским брендам может пойти в России по китайским рельсам очень даже стремительно. Хорошо это или плохо? Всё — относительно. На самом деле, уже есть китайские модели, которые по качеству не уступают европейцам. Как бы не скрипели зубами противники этой точки зрения. Это объективно — так.
Тот самый третий вариант, который «недайбог». Он связан с благосостоянием граждан. Дело в том, что может случиться ситуация, когда большинство россиян не смогут купить себе не просто китайский автомобиль, а вообще никакой. Кто-то скажет, ну и ладно. И без этого жить можно. Затянем пояса, будем есть гречку. Причём, без тушёнки, она тоже дорогая. Но есть вопрос: насколько долго можно есть гречку, пить воду, варить топор и так далее. Хотя, и над этой ситуацией можно воткнуть флаг борьбы за экологию и общественный транспорт. Нет экологичней общества, нежели первобытное. Это факт. И это — ирония. Именно поэтому именно для российского авторынка этот путь развития мы называем «недайбог».
Конечно же, государственные деятели возразят: да как вы вообще можете думать об автомобилях, когда родина в опасности?
Однако можно ответить, что речь не только об автомобилях. Речь о российской экономике, которой ради светлого будущего может совсем не стать. Автомобильный бизнес — это огромное количество компаний, людей, рабочих мест. Можно, конечно, создать какой-нибудь пресловутый «РосТрансТорг», продавать автомобили по квотам. Далее — очереди и возвращение в Совок. Но не будем о печальном.
На самом деле, можно отметить, что ситуация на автомобильном рынке волнует не так много людей, как может показаться на первый взгляд. Подавляющий процент населения этот вопрос не волнует от слова «совсем». Это — большинство. И оно решает направление развития государства в критические моменты. На него ориентирована экономика, на запросы большинства. Манипулирует кто-то сознанием масс или нет — это дело десятое. Но абсолютное большинство скажет с уверенностью: без автомобиля мы жили раньше и сейчас проживём. Это не вещь первой необходимости.
Напомним, кто же производит автомобили в России. Основные сборочные предприятия автомобильной промышленности в России:
Тут же стоит отметить, что Южная Корея к санкциям не примкнула. Оно и понятно: примерно 15,1% запасных частей корейцы поставляют именно в Россию. Это третий рынок, после Китая и США. Более того, планы по расширению производства в России корейские компании не отменяют (пока). На конец 2021 года в Россию ввозилось примерно 18% от общего количества иномарок. Остальные производились внутри страны. Согласно предварительным данным автомобильных экспертов, санкции способны сократить российский авторынок на треть. Но даже больший вред приносит не остановка производства или его сокращение, а курс национальной валюты, который задрал ценник до величин, недоступных большинству россиян. Что касается ухода с рынка иностранных производителей большегрузной грузовой техники, то это место готовы занять белорусские МАЗ и БелАЗ.
В заключении хотелось бы выразить надежду, что всё творящееся сейчас — это часть большого продуманного плана, который осуществляется на территории России. Переставить поезд на новые рельсы — задача сложная. Особенно, если отличается не только направление его движения, но и размер колеи, западная от восточной.