Posted 21 сентября 2021, 00:23
Published 21 сентября 2021, 00:23
Modified 24 декабря 2022, 23:25
Updated 24 декабря 2022, 23:25
Сразу стоит отметить, что это — достаточно много. Особенно, если учитывать предыдущие результаты КПРФ на парламентских выборах 2016 года. Хотя, сразу хочется отметить, что мы предсказывали немногим менее голосов в пользу Компартии (16%), а исходя из наших опросов на улице Краснодара, они набирали 20%, что оказалось ближе к реальности. Но нынешний результат — это не очень много, если брать другие периоды в стране. Если коснуться предыдущих выборов, то коммунисты брали в 1993 году 12,3% голосов. В 1995 году процент был уже 22,3, а в 1999 году — 24,29% (самый высокий за всю историю России). Это был пик популярности на фоне «разлагающейся» политики Ельцина. То есть, удивляться там было нечему. Далее в Госдуме коммунисты набирали 12,61% в 2003 году, потом 19,19% в 2011 году и 13,34% в 2016 году. Исходя из ранних результатов, удивительного в результатах коммунистов ничего нет. По сути, повторили результат 10-летней давности. Как говорится, бывало и лучше. Тут же стоит помнить и о том, что во всех президентских выборах в России второе место занимал неизменно кандидат от КПРФ. И, кстати, не всегда это был Зюганов: в 2004 был Харитонов, а в 2018 — Грудинин. Но сейчас не об этом, а о нынешних выборах в Госдуму.
Процент коммунистов для многих оказался сюрпризом. Есть мнение, что многие избиратели голосовали просто против партии власти. И выбор был обусловлен именно этим фактором. Но тогда достаточно интересно смотрится провал ЛДПР (уж кто не жалел денег на агитацию). Говорить о том, что сторонники либералов голосовали за коммунистов — может быть сильным заблуждением. Скорее, они «разбрелись» по справедливороссам и «Новым людям», которые прошли в Госдуму. Туда же отправились и сторонники «Яблока» (которые не прошли). А, вот, бывшие сторонники партии власти, то есть, «Единой России», как раз, и являются пополнением в электорате Компартии. По крайней мере, мы такое часто встречали во время опросов, прогнозируя исход выборов. Мы прогнозировали 54% «Единой России», а наш опрос давал 44%. Истина оказалась где-то между.
Но интересным фактором стало даже не разочарование в политике партии власти в последние годы, которое сильно ударило по имиджу и голосам. А то, что электоратом Компартии становится молодежь. Более того, часто это происходит не из рассказов родителей. Это было, скорее, в истории прошлых или позапрошлых выборов, когда, вопреки таким советам, молодежь наоборот — голосовала (часто) просто против коммунистов, за либеральные идеи.
Сейчас же, отдать голос коммунистическим идеям — тренд. Еще не разогнавшийся. Скорее, и не разгонится. Но тренд не только российский, а распространен по миру достаточно серьезно. Единственное, что тут стоит отметить, что коммунистические идеи, часто, ставят на одну полку с социалистическими. Более того, это делают, зачастую, и сами представители компартий разных стран. Особенно там, где компартий просто нет, а социалистические партии и идеи — пожалуйста, сколько угодно.
Чего уж говорить, когда в Германии именно социалистическая партия сейчас — главный фаворит в предвыборной гонке. И фаворит, во многом, благодаря молодежи. Для многих открытием может стать и то, что бывший премьер Великобритании Тони Блэр и, например, бывший президент США Барак Обама — тоже социалисты (фабианского толка). А та же Швеция или Дания давно уже выбрали для развития Скандинавскую модель социализма. Но с этим можно поспорить, и долго полемизировать, о разницах социалистических идей и, особенно — методов их продвижений и достижения результатов. Можно говорить и о крайне левых. А их там не менее 7 — 8 процентов, что достаточно много. Некоторые, как, например, писатель и философ Андерс Фог Йенсен, предлагают попробовать коммунизм в современном виде, более гуманном и просвещенном, с максимально открытым обществом. Видимо, намекая на Данию. Но пока не об этом. Вернемся к тому, почему люди возвращаются к этим идеям.
Почему так происходит? Факторов немало. В Европе, например, это сильные идеи антиглобализма среди молодежи, которые просто отвергают нынешнюю систему распределения благ. На замену этим идеям, социалистические — то, что подходит, как ничто иное. Часто, это подогревается юношеским максимализмом. Но не всегда. Латинская Америка находится постоянно в противоборстве олигархата и народа, что вызывает схожие желания сломать «порочную систему». И опять на помощь приходят идеи левого толка. Примерно такая же ситуация происходит и в России. Разочарование в решениях (политике) действующей власти делает свое дело. Особенно, это касается внутренней политики. Немалое влияние на смещение акцентов налево оказала пандемия. То, как с ней справлялись власти той или иной страны. Также социалистическими идеями пропитано творчество многих кумиров молодежи. Кстати, многие из этих лидеров мнений, даже не подозревают, что это так. Да, по-прежнему, у нас ядро избирателей КПРФ составляют, все-таки, жители нашей страны в возрасте 50+. Но и у нас ядро это постепенно молодеет.