Такие предположения можно слышать из некоторых телевизионных передач, а также со строк публикаций некоторых СМИ. Не будем упоминать коллег всуе. У них на то бывают веские причины. Но показывать рост рынка в 2021 году в сравнении с 2020 годом, когда на два месяца с апреля жизнь на авторынке, по сути, остановилась, и до конца года так и не восстановилась — это чистой воды профанация. Выдавать желаемое за действительное в последнее время на рынке является неким трендом. Тем не менее, если обратить внимание на модельный ряд, который сейчас присутствует у нас на рынке, на разнообразие доступных комплектаций, вариантов исполнения и силовых агрегатов, то можно сделать несколько иные выводы.
По сути, мы сейчас для многих автопроизводителей — страна третьего мира. Территория, где присутствие в полной мере достаточно невыгодно, но остаются многие производители только по причине наличия собственного производства и больших надежд на светлое будущее. Это продиктовано тем, что покупательная способность населения остается уже много лет на одном уровне. Кто-то опрометчиво называет это стагнацией или застоем. Но даже это — не совсем так. Когда зарплата человека остается на одном уровне, а ценник на товары растет, то стагнацией это можно назвать лишь номинально. На самом деле, покупательная способность, естественно, падает. И это хорошо видно по спросу. Даже не по его уровню (хотя, он упал втрое за 6 лет), а по его качеству.
Обратите внимание на то, что уровень продаж отечественного автопрома превышает уровень продаж иномарок чуть ли не в два раза. За месяц АвтоВАЗ продает более 32 тысяч машин, а та же Kia или Hyundai — не более 17 тысяч машин. Но, если посмотреть ещё глубже, то можно понять, что и те, и другие — это бюджетный класс автомобилей. Более того, даже бюджетный класс приобретается примерно в половине случаев в кредит. То есть, условная Lada Granta, одна из самых дешевых моделей на рынке, и та — в кредит. О чём это говорит? Выводы сделайте сами.
А теперь поставьте себя на место автопроизводителя. Можно сравнить их с производителями вина. У вас есть ассортимент из молодых дешевых вин, продукта среднего сегмента, дорогих качественных напитков. Выбор на любое настроение и кошелек. Но покупают у вас только условно «червивку» и бутылку среднего класса по праздникам. Нужен ли вам такой рынок? Исходя из соображений объема продаж дешевой «червивки» и наличия заводов, наверное, лишним не будет. Но и рынком в полной мере и смысле этого слова такое назвать тоже сложно.
Что касается перспектив, то они достаточно туманны. В настоящее время стакан определенно наполовину пуст. Прибавьте ко всему рост инфляции, практически ежеквартальный рост ценника на модели, как отечественных, так и иностранных производителей. Не удивлюсь, если до конца текущего 2021 года мы потеряем ещё несколько моделей или даже производителей, которые из-за низкого спроса могут вполне на время (или на совсем) покинуть российскую торговую площадку. Да, кто-то уже держится исключительно на обслуживании. Но такой thin market без перспективы роста может не устроить компании.
Напоследок можно было сказать несколько обнадеживающих слов, которые часто употребляют игроки российского авторынка: «мы в таких условиях стали сильней», «такие условия показали, что действительно нужно российскому потребителю», «завершился процесс неосознанного насыщения, когда доступность кредитов и низкая цена делали свое дело, а теперь мы наблюдаем процесс осознанного выбора». Но и с этими словами, которыми производитель успокаивает себя и своих клиентов согласиться сложно. Средний возраст автомобиля в России превышает 13,5 лет. Более или менее, нормально обстоят дела в Московской и Ленинградской областях, Краснодарском крае, Татарстане, Свердловской области и ещё в паре регионов. А этих самых регионов у нас, напомню, более 80-ти. То есть, рынок не просто далек от насыщения. Он от этого очень и очень далек. И имел бы огромный потенциал, расти покупательная способность населения хотя бы в унисон с ценником на товары.