Это примерно на 0,7-0,8% больше, чем за весь прошедший 2020 год, отмечают экономисты. Это следует из данных Росстата. И это при инфляции с начала года равной 2,4%. То есть, цены растут быстрее уровня инфляции. Существует мнение о том, что к такому росту приводит некоторая убыточность торговли бензином марки АИ-92 на мелких автомобильных заправочных станциях. Об этом «Коммерсанту» рассказал Иван Хомутов, глава «Петромаркета». Дело в том, что маржа на этот вид топлива с начала года была даже отрицательной, что приносило убытки мелким розничным игрокам (примерно, минус 850 рублей с тонны бензина).
Есть и иные точки зрения, которые имеют место быть. О росте оптовых цен, о компенсации прошлогодних потерь и так далее. Но обычного потребителя волнует больше не это, а то, насколько долго это будет продолжаться. И будет ли держать свое слово ФАС и Минэнерго, которые обещают рост цен на топливо в пределах инфляции. Об этом в январе говорил Александр Новак. Да, сейчас есть обещание увеличения демпфера для корректировки цен, который реально должен заработать с 1 мая текущего года. Сработает ли этот механизм, нам остается только наблюдать. Демпферный механизм, который с мая заработает в отношениях правительства и нефтяников, подразумевает собой некоторую компенсацию нефтяникам в том случае, если экспортные цены на топливо становятся выше указанной правительством России внутренней цены. Если ситуация будет обратной, то уже нефтяники будут платить излишки в бюджет.
Создается такое впечатление, что нефтяники пытаются собрать как можно больше средств перед чем-то серьёзным, каким-то потрясением?
«Впечатление может создаваться, какое угодно. Но это — лишь впечатление. Если смотреть на процесс со стороны рынка, то есть определённые моменты. С высокой долей вероятности, я утверждать не берусь, нужно глубже окунуться в проблему. Так вот, с высокой долей вероятности, на цены сейчас влияет повышение закупочной цены на топливо. То есть, из-за роста экспортных цен, растет и оптовая цена. Есть информация, что она выросла с начала года более чем на 12%. Вот и вся причина. Хотя, это — лишь биржевой ценник, который на розницу пока влиять не должен. Если говорить, что на цену влияет акцизная составляющая, то она настолько незначительна, что не может так сильно задирать ценник: по сути, по проценту за месяц. Мое мнение заключается в том, что это, всё-таки, влияние внешнего рынка на цену топлива, следовательно — и на внутренний ценник. Возможно также и то, что АЗС просто компенсируют прошлогодние «просадки» в прибыли. Этого тоже исключать не стоит», — ответил экономист Андрей Яковлев. Оптовая цена на бензин в России сейчас составляет примерно 55,75 тысяч рублей за тонну, что является рекордом за всю историю. Предыдущий рекорд оптового ценника датирован 2018 годом.
Что касается дизельного топлива, то здесь ситуация поспокойней: рост ценника составил примерно 1,6% с начала года. Тем не менее, многие экономисты сходятся во мнении, что перед посевной компанией и началом активных сельхозработ этот показатель, традиционно, изменится в сторону роста. Хотя, и тут стоит отметить, что за весь прошлый год дизель подорожал на 1,9%. То есть, говорить о «спокойной» ситуации на рынке дизельного топлива также преждевременно.
Чтобы разобраться в ситуации, как сообщает ТАСС, российские автозаправочные станции должны будут предоставить Федеральной антимонопольной службе письменный отчет о причинах каждого повышения цен с начала 2021 года. А также — данные (бухгалтерские документы) о закупочных ценах на топливо. В целом, если говорить о росте цен на бензин за последние годы, то с 2014 по 2021 год ценник на АИ-92 увеличился с 29,53 до 43,76 рублей.