Как и практически во всем мире, в России на ситуацию сильно повлияла пандемия и ограничительные меры. Но наиболее существенным ударом стало падение курса национальной валюты и последовавший рост цен на новые автомобили. Результатом стал практически полностью опустошенный вторичный рынок и падение спроса на новые машины. Более того, наблюдается также дефицит новых автомобилей разных комплектаций в салонах официальных дилеров.
Согласно данным «Коммерсанта», падение продаж на рынке новых автомобилей в России в марте текущего года составило 6% при сравнении с мартом 2020 года. Причин этому предостаточно, от постепенного ухудшения финансового благосостояния граждан до сокращения государственных программ финансирования приобретения новых авто. Прибавьте к этому рост ценника и дефицит комплектаций, о котором говорят потенциальные покупатели. Приехать в салон дилера, отдать деньги, и уехать на том автомобиле, который вам приглянулся — это уже практически несбывшаяся мечта в условиях нынешнего рынка для многих брендов. Ситуация может выправиться к концу года, но предпосылок к росту рынка сейчас, действительно, нет. В январе было падение на 4,2%, в феврале незначительный рост на 0,8%.
Представители дилера одной из французских марок, например, рассказали, что дефицита на комплектации у них нет, машин на складе хватает с запасом, но за коллег по цеху говорить не решились. Сейчас ситуация у всех разная. «Ситуация сейчас позволяет неплохо заработать тем, у кого есть в наличие большой выбор вариантов комплектаций. Для дилера такого бренда — это неплохо. Для потребителя, конечно — это печально. Нет широты выбора, и всё сводится к 2-3 маркам, которые смогут предложить наибольшее количество вариантов для клиента. Если у нас в дилерском центре клиент находится достаточно продолжительное время, то обратите внимание на соседний бренд, откуда человек выходит через 10 минут. Причина часто, как раз, в отсутствии нужной комплектации на фиксированную сумму для покупки здесь и сейчас», — добавили в салоне. Тут же стоит отметить, что ранее наблюдался постоянный рост продаж продукции Волжского автозавода, так как часто машины приобретались по тем самым госпрограммам. В марте продажи АвтоВАЗ увеличились, но лишь на 3%, что говорит о резком замедлении роста.
Что касается вторичного рынка, то «опустошен» он не в количественном плане, а в качественном. Остались, по сути, только объедки с праздничного стола. Огромное количество машин из каршеринга, такси и с количеством водителей 3+, что для большинства покупателей является сильно отпугивающим моментом (не без оснований). Российские автовладельцы стали реже обновлять свой автопарк, что естественным путем привело к снижению предложения на вторичке.