Posted 25 марта 2021, 01:10
Published 25 марта 2021, 01:10
Modified 24 декабря 2022, 23:25
Updated 24 декабря 2022, 23:25
Дело в том, что Роскомнадзор в рамках поправок к закону «О персональных данных» хочет ввести обязательную процедуру идентификации при регистрации аккаунта в соцсетях. Об этом говорит проект приказа Роскомнадзора, который расставит точки над i в реализации работы ЕИС (единой информационной системы). В частности, это касается сбора согласий пользователей на обработку персональных данных. И касается это не просто персональных данных, но также — идентификации пользователей социальных сетей (мессенджеры также туда относятся). Об этом изданию «Ъ» рассказал автор инициативы Антон Горелкин, депутат «Единой России». Ранее, напомним, подобная инициатива исходила из уст известного депутата Милонова. Было это примерно четыре года назад. Он тогда также предлагал запретить регистрацию в соцсетях детям.
В первую очередь — номер паспорта и адрес проживания (регистрации), а также — электронную почту и контактный телефон. Впоследствии эти данные могут быть переданы третьим лицам (государственным организациям), естественно — в случаях, определённых законодательством РФ.
«I need your clothes, your boots and your motorcycle*»Терминатор Т-800.
Также будет запрещено распространять без согласия автора опубликованную в сети информацию о пользователях. То есть, даже из открытых источников и ресурсов с объявлениями. Кстати, законопроект уже подписан президентом, ещё 20 декабря 2020 года. Так, например, с 1 июля текущего года любой оператор данных должен будет организовать сбор согласий с пользователей. Это предлагается осуществить… правильно — через ЕИС Роскомнадзора. Хотя, пользователь сам будет вправе решать, через какую систему ему давать согласие, это уже не так важно.
По мнению многочисленных экспертов в области защиты информации, это может грозить россиянам злоупотреблением исполнителей, заинтересованных лиц, а также утечками личных данных пользователей. Сейчас и так случаев вышеперечисленных нарушений предостаточно, а с введением такого рода «контроля» может стать ещё больше. Хотя, как отмечают те же специалисты, сейчас при желании и без того уйма возможностей получить данные практически любого человека. Пока обещают собирать данные только с новых пользователей социальных сетей и мессенджеров.
Если социальная сеть нарушает требование Роскомнадзора, то может быть выписан штраф в размере до 100 тысяч рублей. Крупные российские (и не только) игроки рынка предоставления информационных услуг пока ситуацию не комментируют. Пока непонятно в целом, каким образом ЕИС Роскомнадзора собралась противостоять атакам злоумышленников на такой «лакомый» кусок, как предполагаемые данные десятков миллионов пользователей в одной «шкатулке». По крайней мере, информации об этом в открытых источниках мы не нашли. Также непонятно, зачем Роскомнадзору такой огромный массив данных, если изначально нет цели (её же нет?) передавать его каким-либо госорганам или спецслужбам.
Всё вышеперечисленное — это спорно, но понятно. Но у многих возникает вопрос: а не специально ли так сделано, чтобы отвлечь любопытных пользователей социальных сетей и читателей интернет-ресурсов от других изменений. Вот, например, обратите внимание на формулировку.
Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации.
Не означает ли это, что после введения изменений (с 1 июля), российские СМИ должны будут спрашивать разрешения того или иного чиновника или госслужащего, чтобы опубликовать его декларацию о доходах, информацию об имуществе, банковских счетах, данные о бизнесе или иные «интересные» данные его родственников и так далее? Вот вопрос. Думаем, читатель понимает, о чём речь.
Хотя, есть и такая новая формулировка: персональные данные, разрешенные для распространения — это персональные данные, к которым возможен доступ любых лиц. Будем надеяться, что открытый доступ к такого рода данным не захлопнется.
* — Мне нужна твоя одежда, ботинки и мотоцикл (анг).