Но всё немного прозаичней. Хотя, от этого — не менее интересно. Ни в каких боях этот аппарат не участвовал, но испытания проходил. Причём, действительно, слухи о его возможном применении разошлись по миру и пугали звёздно-полосатых супостатов (по крайней мере, нам так казалось). Военный и гражданский потенциал этой махины оказался невероятно высоким, но в судьбу экраноплана «Лунь», именно о нём сегодня речь, вмешалось его величество время.
Проект был начат примерно в первой половине 70-х годов прошлого века. И до 80-х годов разрабатывалась техническая документация, и строился опытный образец, который затонул в том самом 1980 году в Каспийском море. Поднимать его не стали, а заложили в 1983 году новый экраноплан под названием «Лунь» (проект 903). По натовской классификации этот экраноплан проходил, как «Utka». То есть, всё ещё «живой» экраноплан — это наследник самого первого КМ, который в Штатах и прозвали «Каспийским монстром».
Экраноплан вооружен противокорабельными ракетами «Москит», а также двумя двуствольными авиационными пушками ГШ-23 для обороны в ближнем бою. По сути, его задачей было незаметно, на высокой скорости (до 500 км/ч) подобраться к эсминцу или авианосцу на расстояние атаки, выпустить ракеты, и удалиться на безопасное расстояние.
Вот, только никто не объяснил, что делать с авианосной группой кораблей и воздушным охранением эскадры, без которого авианосец попросту никогда не выходит в плавание.
Хотя, с другими типами кораблей «Лунь» вполне мог справляться. Но, опять же, при отсутствии воздушного сопровождения. Всё-таки, экраноплан — это судно и никак не самолёт. И против авиации он бессилен. Также инженеры столкнулись с проблемой огромного расхода топлива экраноплана. Восемь турбореактивных двигателей, тяга которых составляла 13 000 кгс каждый, кушали много горючего, что обусловило использование экраноплана только в пределах примерно 900 километров от места атаки на вражеский объект. Это немало, но и так много, чтобы угрожать судам в открытом океане. По сути, экраноплан мог сильно навредить кому-нибудь при подходе к суше, не более. Всего планировалось построить и принять на вооружение восемь экранопланов типа «Лунь».
К большому сожалению, проект закончился с кончиной Советского Союза. И для нас огромная удача то, что один единственный «Лунь» остался в практически целом варианте, пережив 90-е годы. Весь корпус сварен из алюминия и магниево-алюминиевого сплава. А это — примерно 250 тонн (примерно 25 млн рублей, если сдать его на лом сейчас). То есть, распили экраноплан, и какой-нибудь генерал смог бы построить хороший особняк, и не один.
Как оказалось, в современной России проекты экранопланов было решено возродить. Кто-то скажет, что это роднит наше нынешнее государство с Союзом, где на «странные» разработки выбрасывались огромные деньги. Но кто-то уверен, что такого рода проекты имеют все шансы перевернуть многие понятия военного дела на воде и использования судов в гражданской авиации.
В настоящее время ведется работа над проектом экраноплана под названием «Спасатель». Об этом в 2019 году рассказывал представитель «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях». Машина планируется для использования на крупных реках Сибири для тушения пожаров. Масса предполагаемого аппарата составит от 500 до 700 тонн. Тем не менее, есть мнение о том, что новый экраноплан — это модернизированное гражданское продолжение именно «Луня», которое планировалось ещё в 2000 году. Макет даже был представлен на выставке в Москве.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал.