Posted 17 февраля 2021, 23:21
Published 17 февраля 2021, 23:21
Modified 24 декабря 2022, 23:25
Updated 24 декабря 2022, 23:25
Это дело — часть огромного международного расследования журналистов и сотрудников различных служб о выводе из России более 20 миллиардов долларов США. Об этом стало известно в 2014 году с подачи OCCRP (Центра по исследованию коррупции и организованной преступности) и из публикации «Новой газеты». Именно они описали деятельность огромного количества фигурантов процесса вывода денег из страны. Причём, стоит понимать, что пресловутые авизо из 90-х годов тут и рядом не стояли по объемам. В расследовании принимали участие журналисты из 32 стран.
По мнению OCCRP, российскими кураторами за границей создавались две компании-однодневки. Между ними заключался договор займа. Естественно, никто никому никаких денег в реальности не занимал. Но реальными являлись некий гражданин Молдавии (чтобы обеспечить молдавскую юрисдикцию) и российская компания, которые выступали гарантами сделки — поручителями. Компания не может отдать деньги, дело передается в молдавский суд, где «свой» судья выносит решение: заставить российскую компанию выплатить деньги. Звучит даже ой как антироссийски: вот, как мы их «нагнули». Пристав открывает счет в молдавском банке Moldindconbank. Туда и падает определённая сумма из России. А оттуда — на все четыре стороны. По делу уже проходят несколько приставов и более десятка молдавских судей.
Откуда деньги? Тут всё достаточно просто и одновременно не просто. Основная часть ушедших за границу средств — это деньги от махинаций с государственными контрактами крупных организаций и деньги от неуплаты налогов. А также это сокрытые активы развалившихся банков, которых в то время (та и сейчас) превеликое множество. Кстати, до 2016 года 15 из 18 банков, участвующих в схемах, лишились лицензии. Также есть мнение, что использовались средства от нелегального импорта товаров в Россию через подставные компании (возможно, даже те же).
В настоящее время известно, якобы только об одном фигуранте дела. Им является крупнейший подрядчик Российских железных дорог — группа компаний «1520». Сейчас её приписывают семье Ротенбергов. Но ранее совладельцами компании были Борис Ушерович и Валерий Маркелов. Пока только непонятно, какую роль играли все эти люди в схеме и играли ли вообще. Например, они же обвиняются в даче взятки полковнику Захарченко в размере примерно 2 млрд рублей. Можно предположить, что Захарченко о чем-то догадался, и получил своё. В деле «ландромата» также фигурирует, например, ОАО «Русский земельный банк», который был основным российским банком, через который утекали средства (9 775,3 млн долларов). В совет директоров входил Игорь Путин, двоюродный брат президента России. Как говорится, пуля совсем рядом просвистела. Однако теневыми владельцами Русского земельного банка называются А.Ю. Григорьев и господин Булгучев. Также из показаний вышеуказанного Кузьмина известно, что некий Ринат Юсупов вел финансовые операции между РЗБ и молдавским Моldindconbank, а также «Европейским экспрессом». Но из-за недопонимания с некой Еленой Платон (казначей молдавского банка, арестована), у ВЗБ возникли проблемы с лицензией. Вообще, если говорить об участниках, то деньги шли через: ОАО «Русский земельный банк», ЗАО «Балтика Банк», ООО КБ «Европейский экспресс», ОАО «Банк «Западный» и ОАО «Маст-банк».
Вопрос очень размытый, и вот почему. Средства из «Ландромата» поступали на счета более чем пяти тысяч компаний через 732 банка в 96 странах. Вычислить такую цепь становится практически невозможным из-за её масштабов. Тем не менее, ранее говорилось о спонсировании пророссийских компаний в Восточной Европе и других пророссийских проектов за пределами России. В принципе, достаточно грамотный подход. Не из бюджета же внешнюю политику вести, в теневых её моментах. Так, например, через некую кипрскую компанию получал деньги польский пророссийский радикал Матеуш Пискорский (работал наблюдателем на референдуме 2014 в Крыму). Если говорить о странах, то львиная доля средств оседала в Эстонии, Гонконге, Китае, Кипре, возвращались в Россию, в Швейцарии, Эмиратах, на острове Мэн, в Литве и Сингапуре. Если говорить конкретно, то это, например, банки: Trasta Komercbanka (2/3 всех отмытых денег), Privatbank, Danske Bank, Bank of China и Baltikums Bank AS.
Одним из конечных получателей назывался Андрей Крапивин (выше отмечалась фирма-подрядчик РЖД), отец которого был заместителем бывшего главы РЖД Якунина. Но тут есть момент: закупочная деятельность РЖД проверяется госструктурами. То есть, обвинять их в незаконности использования средств — сложно.
Вот тут многие начинают говорить о всемирном заговоре банкиров и об играх людей, для которых правительства любой страны — просто какая-то группа людей, которые плюс-минус могут пригодиться. Так, например, более 66 миллионов долларов «левых» денег российского «Ландромата» раскопали немецкие журналисты. Примерно 80% денег мылись через Deutsche Bank и Commerzbank. Позже эти же банки были замечены в отмывании средств членами правительств и главами государств более 60-ти стран (Панамское досье). Тогда базу данных об этом слил, по некоторым данным, господин Сорос. Такие же прачечные были обнаружены в Австрии, Польше и, кто бы мог подумать — в Великобритании. Главный враг России отмыл для нужд внешней политики России более 760 миллионов долларов. Об этом писал The Guardian. Банки Великобритании на территории страны отметились 30-ю миллионами левых долларов, а за пределами (отделения британских банков) — более 730 миллионов (более 500 млн через банк HSBC). Вообще, сильно настораживает, что расследования по этим «прачечным» хоть как-то провели официально только три страны, из всего огромного количества.
Чем закончится это дело, и закончится ли вообще, пока непонятно. Но та же «Новая газета» назвала главными лицами, обеспечивающими процесс вывода средств за рубеж, Алексея Крапивина, Григория Генса («Ланит») и Сергея Гирдина (IT-холдинг «Марвел»). По версии российского следствия, схему организовал молдавский бизнесмен-олигарх и бывший депутат Владимир Плахотнюк и Вячеслав Платон (осужден на 18 лет), бывший руководитель банка Моldindconbank. Так это или нет, пока не ясно. Но на данном этапе дела «ландромата» обстоятельства складываются именно так.