Posted 17 февраля 2021, 00:01

Published 17 февраля 2021, 00:01

Modified 25 декабря 2022, 20:57

Updated 25 декабря 2022, 20:57

Что творится в ЦАР? И зачем там «наши» наёмники

17 февраля 2021, 00:01
Евгений Мельченко
Наверняка, многие уже успели прочитать известия о гибели наших частных военных в Африке.

Да, это достаточно быстро было опровергнуто. Действительно, информации ресурса Corbeau News доверять со стопроцентной уверенностью мы не можем. Это местное оппозиционное СМИ, контролируемое крупными компаниями, желающими скинуть президента Туадеру. Но и российская сторона там находится не от великих побуждений. Посол России в Центральноафриканской Республике заявил, что гибели инструкторов зафиксировано не было. То есть, это всё — фейк.

Но можно поставить вопрос по-иному: был ли инцидент со столкновением 10 февраля Центральноафриканских вооруженных сил (FACA) при поддержке бойцов российской ЧВК с силами повстанцев? Это было у деревни Комбеле, что километрах в 10-ти от столицы (близ Бамбари). Именно после этого столкновения в госпиталь Красного креста поступили некие тела погибших, которых повстанцы назвали бойцами роты Вагнера. Вот, именно о них вопрос, господин посол. А не об официальных инструкторах, которых одобрил Совбез ООН (Sewa Security Services и Lobaye Ltd). Естественно, ответ на этот вопрос со стороны нашего родного государства, как правило, прост и смешон: мол, в России нет никаких частных военных компаний (ЧВК), они у нас в стране вне закона. Точка.

Зачем там наши

Можно предположить, ибо утверждать нельзя ввиду постоянного желания «крыши» вагнеровцев упрятать авторов таких утверждений за решетку. Так вот, можно предположить, что наряду с официальными военными инструкторами, в ЦАР участвуют в боевых действиях бойцы ЧВК. Так уже было не раз и не два. Сирия, Донбасс… в общем, их там нет. Мы всё понимаем. Можно предположить, что несколько лет назад нашу съемочную бригаду убрали «наши» наёмники за то, что они полезли не туда. Всё это лишь можно предположить. Но от предположений к фактам: там официально присутствуют наши инструкторы, чтобы не дать повстанцам скинуть нынешнего президента. По его же приглашению. Видимо, частники занимаются абсолютно тем же, но с более развязанными руками. Зачем он нам нужен, этот Туадеру? Всё просто: военная база и ресурсы. Причём, ресурсы далеко не на первом месте. Есть предположения, что там может появиться второй Хмеймим, а третий ожидается в Южном Судане. Так что, подождём. Так и до Красного моря не далеко. Кстати, министр обороны ЦАР сама заявляла о том, что не против российской базы.

Сейчас некие российские ЧВК, предположительно, базируются в поместье бывшего диктатора ЦАР Бокасы, который провозгласил себя императором. А ещё, поговаривают, славился каннибалистскими привычками. Это полузаброшенный дворец на окраине столицы. Также у президента, предположительно, есть свой русский советник по безопасности. Некий Валерий Захаров.

Наши или не наши? Занимаюсь этими ребятами с 2017 года. И можно долго рассказывать, кто и где сейчас находится. Но в этом материале кратко. Тут вопрос двоякий, но каждый может сделать выводы сам. Официально у нас деятельность ЧВК — это уголовная статься (ст. 359 УК РФ) за «наёмничество». То есть, никаких у нас наёмников нет. Но не секрет, что таких ЧВК у нас существует немалое количество (от «музыкантов» Вагнера до «Енотов» или РСБ-Групп). А значит, они есть. У многих официальные сайты имеются, секретного ничего нет. Официально Россия этих людей нигде не использует. Это означает, что никаких «наших» наёмников просто не бывает. Но за пределами нашей страны их спокойно может нанять любая наша крупная компания, не скрывая этого, чтобы защищать свои интересы и объекты. Скажете, что нефтяная компания — это частник. Но когда это интересы той же «Роснефти» в Сирии, это как называть? Частными интересами? Вот такие противоречия.

Что там творится вообще

Творится обычная стандартная старая добрая «Африка». Распил ресурсов, строительство баз иностранных государств, постоянные из-за этого гражданские войны — это стандартная африканская история. Так вот, нового президента Туадера поддерживает Россия и (как бы) ООН. Старого президента Франсуа Бозизе, предположительно, поддерживают крупные европейские и американские компании. До 2016 года французы официально хотели вернуть себе ЦАР, потратили на это около 500 млн долларов, и даже отправили туда около 2 000 вояк. Но Олланд, когда увидел, что Франция начинает вязнуть в Африке, войска отозвал, операцию с участием своих парней закончил. И отдал игру из рук государства — в руки корпораций. Не стоит забывать, что ранее Центральноафриканская Республика лежала под французами. Не только до 1960 года независимости, но и позже. Сейчас повстанцы Бозизе — это, в основном, выходцы профранцузских Чада и Судана. Армия президента — это местные военные, наёмники из Руанды и России.

По итогу, получился вялотекущий конфликт с признаками гражданской войны. Но это — для населения ЦАР. А Россия получила контроль над алмазными месторождениями Берберати, золотыми приисками Ндассима (по неподтвержденной информации), рудными месторождениями, готовится обзавестись новой базой и даже получила большую долю африканского рынка древесины дорогих пород. Также в легализации африканских алмазом могла быть заинтересована, например, какая-нибудь «Алроса». Опять же, предположительно. Но член наблюдательного совета главного российского добытчика алмазов об этом уже намекал.

Там ещё была история с канадской компанией, которая контролировала золотые рудники, но была разбита мусульманскими радикалами, которые, в свою очередь, уступили месторождение неким русским. Именно эту информацию (в том числе), предположительно, имели желание проверить Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко. Но то уже — иная история. Жестокая, как и вся история Африки.

Подпишитесь