Де-юре, это действительно так. Компания «Transport AMD — 2 Limited» приобрела 100% акций наших аэропортов. А это — ОАО «Международный аэропорт Краснодар», ОАО «Международный аэропорт Сочи», ОАО «Международный аэропорт Анапа». Это стало возможно после удовлетворения ходатайства ФАС от кипрской компании, которую связывают с Олегом Дерипаской. С одной стороны, история стандартная: слияния и поглощения, покупка бизнеса и так далее. С другой стороны, всё немного глубже, но тоже понятно.
Здесь можно прокомментировать просто: ловкость рук, и никакого мошенничества. Такие трюки имеются в багаже владельца «Базового элемента», и использовались ранее. Причём, успешно. Так, например, было сделано с «Базэлцементом», одним из крупнейших производителей стройматериалов в России (это красноярский «Ачинский цемент», новгородский «Угловский известковый комбинат», краснодарский «Главстрой-Усть-Лабинск», рязанский «Серебрянский ЦЗ» и несколько более мелких предприятий). Ребрендинг на «Смиком» и смена руководства позволили сделать финт, позволивший уйти от санкций. Руководство это, естественно, отрицало. Мол, ребрендинг — это уход от слова «цемент» к более обобщённому — «строительные материалы». Ну, верим охотно, почему бы и нет. Напомним, Олег Владимирович Дерипаска угодил в тот самый жестокий санкционный список США. Это, когда не просто нельзя иметь дело с американскими партнерами, а вообще — с любыми. Иначе, на партнёров также будут наложены санкции США. Кто захочет работать с таким «токсичным» партером? Ответ очевиден.
Кто в воздухе рулит? Тут ответ достаточно прост. Региональные авиаперевозки — это вотчина, по сути, трех игроков. «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга, «Новапорт» Романа Троценко (вместе — более 50% рынка) и компании Олега Дерипаски (совместные проекты с Сингапуром, «Аэродинамика» и приписываемый ему «Красинвест»). Причем, по неподтвержденной информации, первые две компании иногда действуют в общих интересах в рамках совместного проекта «Аэропорты большой страны».
Вернёмся к нашим… аэропортам. Естественно, новый владелец в лице кипрского офшора (зарегистрирован в Никосии) теперь имеет право голоса и 100% долей в уставном капитале ООО «Базэл Аэро». Понятно, что это уже не «Базэл Аэро», а «Аэродинамика». Об этом мы ранее писали. Более того, председатель совета директоров, не удивительно, но тоже новый — это Сергей Рудаков. Произошел грамотный процесс «очищения». Прикрутить Дерипаску к этим компаниям теперь ой как сложно, практически невозможно. Тем более, продажа осуществилась через ходатайство ФАС. Таким образом, теперь можно смело начинать заново реализацию крупных инвестиционных проектов. Без угрозы от злобных американцев.
Но дело тут не только в них. Ранее получилась очень неприятная ситуация с совместным российско-сингапурским проектом. Совместный проект с Сингапурской компанией «Changi Airports International» (CAI), которая является государственным холдингом, и ООО «Сбербанк инвестиции» с треском провалился семь лет назад. А там на минуточку, фигурировали 200 млн долларов инвестиций от Сингапура и 120 млн долларов — от ООО «Сбербанк инвестиции».
Changi Airports International — дочка сингапурского аэропорта «Чанги», который является пятым в мире по объему перевозок. Является управляющей компанией в аэропортах Китая, Индии, Бразилии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Италии и т. д. (около 50-ти аэропортов).
Тогда в СМИ появилось некое письмо-претензия от «Сбербанка» и CAI, в котором содержались нарушения со стороны «продавца» на огромные суммы: около 150 миллионов рублей — нарушения защитных зон аэропортов, претензии контролирующих органов на 200 миллионов, неоправданные выплаты сотрудникам (бонусы) в размере 56,6 миллионов рублей и неэффективные расходы на 57 миллионов. Ко всему прочему прибавились купленные векселя Связь-банка на 133 миллиона. И это после расследования «Ведомостей», когда была озвучена информация о том, что спасать Связь-банк пришлось государству: на оздоровление было потрачено 142 миллиарда рублей. Но то уже иная история. Да, представители CAI и «Сбербанка» затем отметили, что это — чисто рабочие моменты, выплачивать потенциальный ущерб никто не требует, но осадок на репутации остался серьёзный. Далее были те самые санкции, которые пришлось обходить, словно мины в шхерах. Причём, Олегу Владимировичу это удавалось с поразительным успехом. Об этом говорилось выше. Отчасти, «очищение» и тут пришлось к месту.
Много времени было упущено. С тех пор был потерян аэропорт Пулково (проект ушел к ВТБ и немцам), куда можно было «зайти» совместным предприятием. Также был упущен Геленджик, которому планируют придать международный статус. Но работа не останавливалась, были и положительные моменты: совместно РФПИ, «БазЭлом» и «Changi Airports International» (консорциум Cantya Investment Limited) была выкуплена 100-процентная доля терминала аэропорта во Владивостоке и 52,16% АО «Международный аэропорт Владивосток» (Кневичи). С высокой долей вероятности, сейчас совместное предприятие с новой «Аэродинамикой» и без угрозы санкций займется развитием уже имеющихся активов. Тем более, сравнительно недавно стало известно о проекте реконструкции Международного аэропорта в Краснодаре.