Posted 5 февраля 2021, 08:25

Published 5 февраля 2021, 08:25

Modified 24 декабря 2022, 23:25

Updated 24 декабря 2022, 23:25

Александровская (Царская) триумфальная арка в Краснодаре

5 февраля 2021, 08:25
Одной из самых известных достопримечательностей Краснодара можно смело назвать Александровскую триумфальную арку.

Хотя, стоит отметить, что нынешняя арка — новодел. В 2008 году ее начали строить по программе воссоздания исторических памятников. Закончили в апреле 2009 года. Но тут же отметим, что эта арка считается точной копией старой, первой арки, которая была построена в Екатеринодаре в 1888 году по проекту архитектора Василия Андреевича Филиппова, который выполнил ее в стиле московской архитектуры 17 века. Он ранее в городе уже построил женскую гимназию, войсковой тюремный замок и Николаевскую церковь. Заказчиками той самой арки было местное купечество, которое решило таким образом выразить уважение императору Александру III. Он в сентябре 1888 года надумал посетить столицу кубанского казачества. На строительство было собрано 16 625 рублей, а потрачено 12 787 рублей 38 копеек. Об этом писал купеческий староста Ерохин.

Первая Александровская арка была расположена не там, где находится сейчас (пересечение Красной с Бабушкина). А стояла она на пересечении улиц Котляревского и Екатерининской (сейчас это улицы Седина и Мира). Трехпролетное сооружение имело ширину 3 метра, высоту — 12 метров и длину — 18 метров. В центральном пролете должны были помещаться кареты (проезжая часть), а два пролета по бокам — для пешеходов. По задумке заказчиков проекта, по пути с вокзала к центру города император Александр должен был под ней проехать. Сооружение получилось эффектным, но простояло не так долго, всего 40 лет. В 1928 году арка была разрушена.

Кстати, под Царской аркой был проложен трамвайный путь. Случилось это в 1900 году. Екатеринодар был 17-ым городом в России, где появился трамвай. Затем таких путей стало два. В то время трамваи были иного размера, а пути были узкоколейными, поэтому два трамвая умещались под сооружением, но с большим трудом. По сути, трамваи и стали поводом для разрушения арки, так как один из членов городского совета заявил, что кондукторы трамваев об эту арку «лбы разбивают» (до этого 30 лет не разбивали). Арку разобрали, а кирпичом от неё застелили улицу.

После восстановления в арке появились некоторые изменения. Сейчас в верхней части арки имеется образ Александра Невского и памятные слова в адрес Александра III. В оригинале образ Невского соседствовал с образом святой великомученицы Екатерины, а перед ними были изображены неугасаемыми лампады. Один из памятников, посвященный Екатерине, в настоящее время располагается буквально напротив современной арки, через дорогу.

Современный проект Александровской арки принадлежит архитектору Сергею Снисаренко. Он при работе над объектом отмечал, что точных чертежей со времен первой арки не осталось, что сильно усложняло исполнение заказа. Также стоит отметить, что оригинальная арка полностью состояла из кирпича, а в основе новой Царской арки лежит железобетонная конструкция. Кирпич использовался только для облицовки это городской достопримечательности.

Стоит отметить также, что самой первой аркой на Кавказе была арка в станице Екатериноградской, что расположена в Прохладненском районе на севере Кабардино-Балкарской Республики.

Интересно, что у этой станицы, которая успела побывать городом Екатериноградом, связаны некие общие моменты с Краснодаром: во времена советской власти она была переименована в Красноградскую. А арка в Екатериноградской считалась началом военно-грузинской дороги.

Подпишитесь