Posted 3 сентября 2021,, 00:06

Published 3 сентября 2021,, 00:06

Modified 24 декабря 2022,, 23:25

Updated 24 декабря 2022,, 23:25

Юга.ру 20 лет: интервью с основателем одного из самых известных СМИ Кубани

Юга.ру 20 лет: интервью с основателем одного из самых известных СМИ Кубани

3 сентября 2021, 00:06
Одно из самых известных СМИ Краснодарского края отмечает 20-летие.

Ввиду последних событий, когда СМИ или отдельные журналисты могут стать в нашей стране внезапно нежеланными или вовсе признанными иноагентами, 20-летний юбилей можно считать для издания возрастом долгожителя.

Таким долгожителем кубанских интернетов смело можно назвать портал Юга.ру, который открылся 3 сентября 2001 года, то есть ровно 20 лет назад. Какими были эти 20 лет, насколько было тяжело или легко, что дальше ждет Юга — обо всем этом мы поговорили с основателем Юга.ру Евгением Руденко.

Часть I. Становление

Юга появились онлайн в начале сентября 2001 года, одними из первых в интернете на территории края. Как Вы думаете, это появление было вовремя или можно было открыть информационный портал даже раньше?

Наверное, можно было и раньше, но идея возникла только в 2000 году. Когда я работал программистом, до 1992 года, Windows ещё не было. Был MS-DOS, командная строка и никакой графики. В 1989 году мы с 9 друзьями создали один из первых программистских кооперативов «Микросистемы», потом малое предприятие, научно-техническую фирму «Вирт», и до 1992 года писали программы для заказчиков. Причём мы в своём деле были известны и работали на высоком уровне. Выход в интернет тогда уже был по подписке на Релком. Это был огромный обновляемый список запросов и предложений – все пытались что-нибудь продать – миллион видеокассет, миллион блоков сигарет Мальборо, банок консервов, резину для Жигулей и тому подобное – все миллионами. Разумеется, там все продавали «воздух», пытаясь заработать на посредничестве, ни у кого не было ни товаров, ни складов, ни денег.

Потом у меня был вынужденный перерыв общения с компьютерами на несколько лет, в этот промежуток появился Windows, графические мониторы, интернет-сайты, все это прошло мимо меня. Я пришел в интернет только в 1999 году. Старший сын тогда учился в университете, и я видел, что он постоянно копается в компьютере, переписывается с друзьями. Я поинтересовался, чем он там вообще занимается. Он познакомил меня с интернетом, и я просто обалдел. Всё настолько изменилось, стало просто невероятно интересно. Тогда он научил меня пользоваться «аськой» (ICQ), зарегистрировал меня там. Кстати, до сих пор помню свой номер. Постепенно я погрузился в этот мир и понял, насколько огромные потенциальные возможности он имеет.

Тогда пришла мысль сделать информационную площадку?

Не сразу. В промежуток между 1993 и 1996 я научился зарабатывать и к 1999 году был уже вполне «на плаву» – купил вторую иномарку, мы купили участок и построили дом, в котором с тех пор живем. Проблем с деньгами в семье больше не было, и у меня опять возникла тяга к компьютерам, захотелось сделать что-то с использованием новых возможностей в интернете. Тогда главной площадкой для интернет-общения был форум kuban.ru. Я часто заходил туда почитать новости, споры, перепалки. Очень подкупало свободное общение, хотя мат и оскорбления непривычно резали глаз. Там было всем плевать на твои звания, должности и деньги – все были равны. Там я и создал тему о том, что бы такого классного сделать в интернете. Ждал предложений, интересных идей. К разговору присоединился человек, который, очевидно, в интернете понимал больше других. Это был Евгений Прыгов. Он сказал, что идей как раз много, но нет денег на их реализацию.

Мы договорились о встрече в летнем кафе у кинотеатра «Болгария». С ним пришли ещё пара ребят, одним из которых был известный ныне предприниматель, создатель Живой Кубани, Кублога, а также сайта для бухгалтеров и клерков Klerk.ru Борис Мальцев. Обсудили идею интернет-магазина, которую вскоре отбросили, так как, по общему мнению, пользователи в то время были еще не готовы покупать, не увидев товар вживую. Тогда Евгений и предложил идею интернет-портала – большого сайта, состоящего из многих разделов: ленты новостей, фоторепортажей, прогноза погоды, курсов валют, опросов, афиши, каталога кубанских сайтов, чата и форума для общения и так далее. В общем, именно тогда идея портала и родилась. Эта встреча состоялась примерно в августе 2000 года.

25 октября 2000 года я зарегистрировал ООО «Кубанская интернет-компания» – названия (включая Юга.ру) тоже придумал Прыгов. У него большой талант по части нейминга – на русском языке и на английском сокращенное название звучало одинаково и писалось очень похоже: Кубик и Kubic.ru. Основным бизнесом стала разработка сайтов, хостинг, поддержка и сопровождение, а портал Юга.ру должен был лишь служить витриной – посмотрите, что и как мы можем делать. Изначально нас было пять человек: дизайнер Дима Шаповалов, программист Алексей Заяц, сисадмин Андрей Божков, менеджер Евгений Прыгов и я. Потом у нас стали появляться новые сотрудники – программисты, дизайнеры, верстальщики. В этот период основным бизнесом занялась моя семья, а я практически полностью переключился на интернет-проекты.

Долго работали над сайтом?

Мы ведь начинали с нуля, у нас еще не было движка. На то, чтобы его создать, ушло месяцев восемь. Не хотелось брать какой-нибудь бесплатный движок, дырки в котором известны другим программистам и хакерам. Наш первый движок писал Алексей Заяц. Началась рутина, и к весне у Жени Прыгова энтузиазм сменился депрессией, а может, возникли какие-то проблемы. В начале лета 2001 он уволился и уехал работать в Москву. Портал yuga.ru мы открывали уже без него, зарегистрировав вдобавок к основному доменному имени еще два – yga.ru и uga.ru – для тех пользователей, кто не сумеет написать правильно и понять, как пишется, на слух. Они до сих пор наши.

После ухода Прыгова я обратился к Борису Зубову. Он тогда выпускал популярную на всю страну газету «Компьютерра». Он очень здорово мне в то время помог и многому научил. С Борисом мы до сих пор друзья и партнеры по издательскому бизнесу. Компания Бориса «Медиалайн» в тот момент тоже делала сайты и свой движок. По сути, это были наши конкуренты. У них была классная профессиональная команда программистов и дизайнеров, но денег катастрофически не хватало. Я предложил Борису слить наши компании путем поглощения и перейти в наш офис вместе с сотрудниками, мебелью, оборудованием, наработками, а ему занять пост исполнительного директора. Я выплатил ему названную стоимость, а параллельно он продолжал выпускать «Компьютерру».

Мы решили продолжать делать оба движка, чтобы была внутренняя конкуренция. В итоге победил движок «Медиабокс» Алексея Москаленко из команды Бориса Зубова. Впоследствии мы его многократно модернизировали, Юга работают на нем до сих пор.

Как происходил сам процесс «выхода в свет»?

Июль и август 2001 года мы тестировали сайт, исправляли ошибки верстки, делали первичное наполнение, дизайнеры дорабатывали иконки и стили. Хотели открыть сайт 1 сентября, но это была суббота, поэтому мы решили дотерпеть до понедельника и официально открыли yuga.ru 3 сентября 2001. Написали на форуме Кубань.ру и на других площадках, что мы открыли такой классный сайт, заходите, читайте… в первые дни наивно каждый час проверяли счетчик посещаемости сайта, ждали возрастающего интереса, но аудитория росла очень медленно, и это было обидно.

Часть II. «Понеслась»

Портал сразу стал информационным, новостным или это пришло позже?

Новости, архив новостей, прогноз погоды, опросы, чат, каталог сайтов, курсы валют и т.д. там были сразу. Можно посмотреть в архиве, что там было. Начиналась наша редакция довольно смешно – утром по пути на работу кто-нибудь покупал газеты, откуда делали рерайт. Никто из нас не понимал, что писать новости – это, вообще-то, самостоятельная работа, требующая квалификации, – мы ведь просто делали витрину для Кубика. Писали все, кому не лень, – контент-менеджер Лара Коршунова, дизайнеры, даже я что-то писал. Вместо новостей у нас выходили какие-то субъективные заметки и эссе, которым место от силы в личном блоге.

После того как нас пристыдили за воровство коллеги из других СМИ, мы быстро научились указывать источник и сделали это правилом до сегодняшнего дня. Довольно быстро пришло понимание, что нам нужны журналисты. Постепенно люди начали нас читать, пресс-службы стали присылать нам релизы. А через год уже некоторые газеты начали таскать у нас новости, иногда слово в слово. Юга стали упоминать по телевизору.

Продвижение было какое-то? Реклама сайта.

Никакого особого продвижения сначала не было. Ведь не было контекстной рекламы, не было и Яндекс-новостей. Популярность пришла через кубанский форум, куда пользователи сами выкладывали ссылки для обсуждения, через обмен баннерами с другими сайтами, ну и сарафанное радио. У нас стали брать интервью по любому поводу, связанному с интернетом, – День российского интернета, громкая сделка между интернет-компаниями в России или в США, день рождения Билла Гейтса и так далее. О Югах заговорили и без рекламы, потому что интернет-СМИ для всех было в новинку, как когда-то давно – СМИ-радио и -телевидение.

Еще в начале своего пути Кубик выступил учредителем краевого конкурса сайтов Интернет.ку (Интернет Кубани). Мы провели конкурс трижды – в 2001, 2002 и 2004 году. Сделали для него отдельный сайт, куда выкладывались все работы, и многие пользователи часами лазили по нему, выставляя оценки с комментариями. Участники-разработчики присылали заявки на конкурс, жюри из специалистов их оценивало в течение месяца, и параллельно голосовали посетители. В общем, участие в конкурсе было довольно массовым, а весть о нем расползлась по всей стране – кубанским “интернетчикам” даже завидовали в других регионах. На первый конкурс пришло около 60 заявок, а на третий заявились уже больше 200 сайтов. Членам жюри приходилось их все отсматривать и оценивать по нескольким номинациям: дизайн, контент, юзабилити, оригинальность, реализация идеи и так далее. Это огромный труд для специалистов – дизайнеров, программистов, интернет-менеджеров, половина которых были сотрудниками ведущих интернет-компаний, например, студии Лебедева, студий из Новосибирска, Питера и других городов. Сам не понимаю, как мы смогли их заинтересовать. Наверное, время было такое – заря интернета, мы все хотели его популяризировать и привлекать новую аудиторию.

Конкурс стал классным событием, его освещали многие СМИ, церемонию объявления победителей снимали местные телекомпании. Партнёры конкурса вручали стоящие призы. Эти конкурсы также послужили отличным способом продвижения как Кубика, так и Югов.

Нам и самим хотелось бы участвовать в таком конкурсе, но мы были его организаторами. Я тогда хотел еще создать ассоциацию разработчиков, которые могли бы этим всем рулить, но профессиональное сообщество мой порыв не оценило. Почему-то многие решили, что я хочу всех обмануть.

Откуда брали штат? Журналистов, например.

Как я сказал – мы сделали портал ради витрины Кубика как разработчика сайтов. Я понял, что мы сделали СМИ, не планируя этого, только когда мне объяснили, что для выпуска новостей нужна профессиональная редакция. Было стыдно за нашу самодеятельную писанину. Первой журналисткой у нас стала Наташа Тихонова, она тогда только заканчивала журфак и пришла по объявлению в газете. Думаю, тем же путем о вакансии узнал и пришел в коллектив наш первый главный редактор – Павел Тычинкин, который проработал около года. Мы зарегистрировали Юга как СМИ. Хотя тогда для интернета это было и не обязательно, нам хотелось иметь такой статус. С появлением редакции новости стали приобретать правильный формат. Сайт представлял собой традиционную в те годы сетку из трех колонок – слева меню, по центру – лента новостей, справа – дополнительные сервисы и баннер. Рекламу тогда никто не покупал, мы просто обменивались баннерами с другими сайтами.

Была ли на тот момент альтернатива Югам в кубанских интернетах?

Да, почти на год раньше Кубика уже существовала компания-разработчик сайтов Spider Group, которую основали Сергей и Юлия Соляник. Мы с Прыговым приехали к ним в офис познакомиться в начале 2001 года, после чего произошла такая история. Я рассказал им все наши планы о запуске компании по разработке сайтов, рассказал и про будущий портал Юга.ру, хотя, по сути, они были нашими конкурентами. Мне хотелось сотрудничать со всеми, чтобы сообща развивать интернет, чтобы он быстрее рос, становился интереснее, полезнее, чтобы им пользовались как можно больше людей и росла наша аудитория. Но спустя некоторое время после нашей беседы, еще до открытия Югов, они запустили свой портал kuban.info. У них было больше специалистов и наработки были существеннее. Я решил, что они украли нашу идею. Было так обидно, что я с ними несколько лет не разговаривал, но потом понял, что все могло быть иначе. У них просто были свои идеи, о которых они не рассказывали, а я своим рассказом лишь ускорил их работу над собственным сайтом. Сейчас мы относимся друг к другу с уважением, никаких проблем не осталось, тем более, что конкуренция двух порталов в первые годы помогла обоим, заставляя работать быстрее и лучше. В те годы мне казалось, что интернет – настолько бесконечное незаселенное пространство, что места хватит всем и никакого соперничества быть не должно.

Чуть позже появился сайт-афиша vecher.info, с которым приходилось конкурировать афише Югов. Через некоторое время они стали нас серьезно опережать и мы тем больше старались. Однако года через три они закрылись.

У нас были и уникальные разделы, которые не конкурировали ни с кем. Так, например, мы создали личный кабинет для организаций и банков, нам удалось привлечь банки к заполнению курсов валют на Югах, и они, соревнуясь, активно заполняли свои таблички по нескольку раз в день. Пользователи поняли, что в нашем банковском разделе – самая свежая и полная информация по курсам валют из первых рук.

В каком-то году к нам пришел Андрей Помидоров и предложил вести раздел про музыкальных исполнителей. До этого он работал на радио. Мы быстренько сделали для него раздел Muzzona, который он вёл потом несколько лет и который до сих пор вспоминают кубанские музыканты.

Часть III. «Дневники»

На развитие Югов сильно повлияли Дневники Diary.ru, которые вы называете – асоциальная сеть.

Да, примерно через три месяца после открытия Югов я узнал про существование «Живого Журнала» LiveJournal.com. Очень понравилась идея личного пространства для любого пользователя и само живое общение внутри. В разговоре с нашими программистами выяснилось, что они понимают как сделать нечто подобное на основе нашего форума. Решили попробовать, в феврале 2002 мы его уже тестировали, а 5 марта 2002 года открыли новую платформу – mylife.yuga.ru.

Популярность дневников стала расти невероятно быстро. Они были частью Югов, но по статистике мы видели, куда люди ходят – большей частью именно туда. Кроме того, глубина просмотров была десятки страниц на посетителя, что Югам и не снилось. К сентябрю 2002 стало понятно, что дневники нужно выводить в отдельный домен. Кто-то из ребят предложил имя diary.ru. Раньше на нем был сайт школьной тематики, которому забыли продлить регистрацию или забросили, а мы его оперативно перехватили.

Слышал, что именно оттуда на Юга пришли многие сотрудники.

Да, например, в первых дневниках мы познакомились с Антоном Смертиным, когда он был в Корее на ЧМ по футболу 2002 года и завел свой дневник. Мы пообщались, и я предложил ему идти к нам работать. Вернувшись из Кореи, он и пришёл, а когда уволился Павел Тычинкин, я предложил Антону стать главным редактором. В этом качестве он проработал 14 лет. Одновременно он сделал многое и для развития самих Дневников.

Там же я нашел и многих других сотрудников, всех мне уже не вспомнить. Дневники для поиска кадров в тот момент оказались круче любых специализированных площадок, потому что там можно не только заметить, но и в нерабочей обстановке рассмотреть и достаточно глубоко понять человека. Поэтому у нас все сотрудники такие классные. За 20 лет мне нередко говорили люди со стороны – боже мой, ну, почему у вас все такие классные, приятные, продвинутые, такие лапочки, где вы их находите? А, вот, многих – в Дневниках.

Часть IV. Коллектив, рабочий процесс, деньги

Юга одно время были просто огромным коллективом, если сравнивать с другими подобными проектами. Можно сказать, на уровне федеральных СМИ.

Юговцы одновременно занимались еще администрированием и развитием Дневников. Через пару лет после начала работы численность сотрудников Югов сравнялась с численностью разработчиков Кубика, и мы решили выделить портал в отдельное ООО «Юга.ру». Не скажу точно, в каком году, но хорошо помню, что на пике число сотрудников Югов достигло 55 человек. Помимо редакции в офисе, у нас были спецкоры в Сочи, Анапе/Новороссийске, Адыгее, Абхазии, Ростове-на-Дону, Ставрополе и где-то еще. Был большой контент-отдел для ведения разделов: Недвижимость, Курорты, Авто, Банки, Афиша, Работа и т.д. Кроме того, были еще различные ведущие спецпроектов, технический отдел, коммерческий отдел, пиарщики, вспомогательный персонал. Перебор штата тогда был явный, потому что столько денег мы и близко не зарабатывали.

О деньгах. Как можно было прокормить такой огромный коллектив?

На самом деле, Юга достаточно долго не зарабатывали на своё содержание. Я уже говорил, что изначально мы и не думали зарабатывать на портале. Деньги должна была приносить разработка и сопровождение сайтов, и она приносила. Но после того как штат Югов вырос, на содержание и разработчиков, и Югов денег сильно не хватало. Мне приходилось докладывать свои и верить в светлое будущее.

В 2007 году Юга могли закрыться из-за нехватки средств, но нам помогла продержаться продажа доли в Diary.ru за существенные деньги. Тем не менее, наступило время, когда штат Югов стал сокращаться.

Кризис 2008 года сильно ударил по коллективу?

Сильно. Доходы упали вдвое, поэтому в 2009 году нам пришлось переехать из офиса в центре на углу Красной и Головатого в собственное помещение в район старой Дубинки. Там у нас был свободен третий этаж. Я поговорил с семьёй, объяснил ситуацию, и мы переехали. Из-за переезда естественным образом сократился и штат, потому что некоторым сотрудникам стало неудобно ездить в другой район.

Когда же Юга вышли на самоокупаемость?

На окупаемость мы вышли лишь через пару лет после ухода и возвращения Максима Сеструхина. Он поработал у нас совсем недолго и ушёл делать поездную газету для РЖД. Через несколько месяцев вернулся с идеей – Юга могут быть прибыльными, и он сможет это доказать. Он стал набирать коммерческий отдел, привёл Илью Фейгенова, Константина Квашина, собрал хорошую команду. Со временем сделали упор на долгосрочные контракты с крупными рекламодателями. Позднее в коллектив влились замечательные Алена Христюк, Люба Караева, Аня Петрова, и дело пошло. Если память мне не изменяет, впервые на самоокупаемость Юга вышли только в 2010 году.

Но потом с какого-то момента дела опять пошли не очень хорошо? Точнее, не так задорно, как на первых этапах.

Примерно года с 2013-14, как мне кажется, в работе портала стал наблюдаться некий застой. Работа выглядела рутинно, новых идей не возникало, либо мне о них не рассказывали, о каком-то развитии речь почти не шла. В это время в интернете уже вовсю множились видеоформаты, бурно росли соцсети, появлялись новые удивительные приложения для смартфонов, быстро росла скорость передачи данных мобильной связи, мобильный трафик в 2014 году сравнялся с десктопным и вскоре обогнал его. Пользователи стали переходить на более удобные для себя форматы потребления информации, а мы эти моменты как-то упустили и не подстроились, не проявили креативность. Мне всегда хотелось, чтобы члены команды стремились реализовать себя, чтобы шло постоянное развитие внутри коллектива, которое отражалось на итоговом результате в формате портала и в новых продуктах.

Но я сам виноват, что проглядел изменения в самом интернете и появление новых способов его потребления пользователями. В общем, в эти годы развитие у нас притормозилось, по моему мнению, хотя кто-то может не согласиться и дать другую оценку.

Были моменты, когда хотелось взять всё в свои руки, вмешаться в процесс?

Я достаточно много вмешивался года до 2009, изучал SEO, ездил на курсы в Москву, сам занимался поисковой оптимизацией и продвижением Югов в поисковиках. Параллельно я много занимался и Дневниками. А где-то с 2011 года стал уставать от этого, меньше интересоваться обоими сайтами. Деятельность Кубика по созданию сайтов для заказчиков мы примерно тогда свернули. А у меня появились новые увлечения – футбол, барабаны, лыжи, потом современное искусство, Типография и т.д.

По опыту совместной работы, я думал, что Вы наоборот пытаетесь не лезть в процесс.

В целом, в последние десять лет так и есть. Но в первые десять я всегда стремился во всем участвовать и был в курсе всего. Юга стали настоящим СМИ, в котором главной должна быть редакция. На каком-то этапе мы с редакцией и пришли к соглашению, что совместно вырабатываем и согласовываем концепцию сайта, после чего я не должен вмешиваться в редакционную политику. Я считаю, что это правильно. Точно так же владелец футбольного клуба не должен вмешиваться в работу своего главного тренера.

Ситуация, когда ушел Антон Смертин и Максим Сеструхин была именно из тех, когда захотелось вмешаться? Это был, насколько помню, 2016 год.

На самом деле, мне тогда показалось, что ещё за два года до этого в коллективе стали тухнуть глаза, а я пропустил этот момент – новости стали однообразнее, а статьи скучнее, посещаемость падала. Мы писали десятки новостей в день, но они казались мне неинтересными, я ловил себя на мысли, что мне на Югах нечего читать.

Кроме того, нам пришлось закрыть несколько разделов, потому что их посещаемость больше не могла окупать затраты на сопровождение. Мы не могли конкурировать, например, с Яндексом, который прежде давал нам приток посетителей в специализированные разделы, а потом открыл собственные по той же тематике, а партнерские сайты просто выкинул. Мне объясняли, что падение нашей посещаемости – объективный процесс, но мириться с этим не хотелось.

Я понимал, что стоя на месте и ничего не меняя, мы на самом деле сползаем вниз. С сожалением осознал, что время порталов, видимо, ушло, и нам, возможно, надо сосредоточиться на том, чтобы быть просто интересным востребованным СМИ.

Когда пришел Артём Беседин, стало лучше?

Стало по-другому, свежее. Ну, просто даже потому, что самому Артёму и новым сотрудникам, которых он потом пригласил, хотелось реализовать себя в условиях почти полной свободы, которой они раньше не имели. Он растормошил и тех, кто у нас работал до него. Мы коллективно выработали новую концепцию СМИ, заказали и воплотили новый адаптивный дизайн сайта – его наконец стало удобно читать на мобильных устройствах. В редакции разработали параметры своего нового стиля СМИ, тематику и варианты подачи материалов, критерии отбора новостей, создали свою памятку новым журналистам, начали регулярно составлять и выполнять редакционный план, обсуждать все вопросы вживую. Снова появились взаимопомощь и работа на общий результат. Активизировались внутренние чаты, стали проходить классные интересные планерки – всё как-то задвигалось и заработало. Вплоть до пандемии в живом общении на Югах было снова очень нескучно как в нулевые.

Юга часто называют чуть ли не единственным независимым СМИ в регионе. Это так?

Наверное, совсем независимых СМИ не бывает. Как минимум, они зависят от своего владельца, от рекламодателей. Все понимают, что если у СМИ есть контракт с рекламодателем, то любую негативную новость придется с ним согласовывать. Рекламодатели, как правило, просят, и даже требуют, негатив совсем не писать. Тогда нам приходится в спорах с примерами и аргументами убеждать, что для них лучше, если мы напишем новость с их объяснением и объективными данными, чем все другие СМИ напишут только лишь негатив, а их собственная позиция до читателей не дойдет. Иногда убедить не получается, и тогда мы обсуждаем – работать с ними дальше или прекратить.

Журналист должен писать правду, соблюдая законы, вот и все, а не думать – кто потом позвонит и что с ним будет.

Например, лет десять назад у нас года два был контракт с прежней администрацией края, причем в первый год отношения были нормальными, а во второй общение с их сотрудниками стало невыносимым. На нас оказывали сильное давление в неприемлемой форме, буквально, приказами – «это срочно написать», «это не писать ни в коем случае», как вы смеете такое писать, у вас с нами контракт». Терпеть это не хотелось, да и не было смысла – контракт составлял 5-6% процентов нашей годовой выручки. Мы отказались его продлевать, хотя нам предлагали увеличить сумму сначала вдвое, а потом вчетверо. Мы постарались переориентироваться на отношения с бизнесом, и у нас получилось. Это значительно более «трудный хлеб», чем обслуживание власти, зато без испорченного настроения и слёз.

Есть примеры, когда мы отказывались продлевать контракт и с коммерческими компаниями. Там у людей тоже бывают загоны – «да вы хоть понимаете, кто мы?!». Мы понимаем.

Пи этом у нас каждый год бывают небольшие контракты с муниципальными органами власти. Их не много, погоды они не делают, но они есть. Из-за этого нам иногда пеняют – мол, не такие, уж, вы независимые. Но со многими пресс-службами работать вполне нормально и даже приятно, они не диктуют нам что писать и нисколько не угнетают нашу независимость. И, честно говоря, нам все равно – считает нас кто-то независимыми или зависимыми. Мы работаем для собственного удовольствия и для того, чтобы жизнь в стране для обычных людей стала лучше.

Юга.ру — вне политики?

Мы пишем о политике, но не так много, как раньше. В основном, это лишь общая объективная информация. Больше пишем о социальных проблемах, человеческие истории и отношения, новости и проблемы городской и краевой жизни, бизнеса, правосудия, медицины, образования и т.д. В начале пути, когда Югам стали за что-то платить, мы приняли решение не брать деньги у политиков и политических партий, а также у религиозных организаций. Этот принцип мы до сих пор соблюдаем. Нередко СМИ живут от выборов до выборов, когда политики не скупятся на свое продвижение. Мы так жить не хотим – их пиар не делает жизнь лучше. Впрочем, такие деньги нам иногда все еще предлагают.

Чуть ли не каждый год существования Югов появляются слухи о том, что портал хотят купить, а Евгений Руденко хочет их продать.

Я не знаю, откуда берутся такие слухи. Для них должны быть какие-то серьёзные предложения. До 2011 года желающие были, приезжали, но все хотели либо купить слишком недорого, либо слиться в холдинг в обмен на свои акции, либо еще какие-то малоинтересные варианты. Последнее предложение было в начале 2015 года, а слухи продолжались до начала пандемии.

На самом деле, продавать Юга мне никогда не хотелось. Разве что за совсем безбашенные деньги, чтобы я смог осыпать золотом всех, кто тратил на Югах свои ум и сердце, и еще себе немного оставить. Но таких предложений не было.

Портал начинали делать молодые люди поколения свободы, готовые на многое. Вам не кажется, что они же и предали эту свободу, заняв кресла в кабинетах, должности на госслужбе?

Дело не в поколении. Люди такие, какие они есть. Они взрослеют, у них появляются семьи, стареют родители, они обрастают ответственностью, имуществом и финансовыми обязательствами. Мало кто сохраняет столь же сильное стремление к свободе, какое у них было в молодости, когда уже есть что терять и есть, за кого нести ответственность. Лично я никого не виню, это нормальная жизнь. Если человек нашел себя в другом месте, порадуемся за него. Стоит помнить, что Юга создавались в определенных социально-экономических и политических условиях, которые потом сильно изменились. Появилось много законов, ограничивающих поле деятельности для СМИ и несущих многие опасности, которых раньше не было. То есть, если сравнивать поведение и поступки людей в 2001 и после 2012, то вряд ли правильно говорить, будто они предали идеалы свободы. Люди изменили свое поведение из-за новых условий. Это личное дело каждого.

Для чего же 20 лет работали Юга?

Во-первых, для себя – для тех 300 человек (а с внештатниками до 350), которые, так или иначе, за 20 лет прошли через Кубик и Юга, имели возможность в условиях достаточной свободы и комфорта выразить себя здесь, обучиться, получить опыт и дополнительное образование на курсах, реализовать свои идеи. Многие наши бывшие сотрудники рассказывали, что при собеседовании на новом месте работы они сходу получали желаемую позицию после того, как работодатель узнавал, что человек работал на Югах. То есть мы даем такой своеобразный знак качества. Это приятно. Во-вторых, мы себе это так говорим – работаем, чтобы сделать жизнь людей лучше.

У вас получилось сделать жизнь лучше?

Глобально – нет. Но, думаю, что для кого-то да, сделали. Про Дневники могу сказать точно, что сделали. Сколько слов благодарности я прочитал и выслушал! До сих пор мне пишут, хотя я этим сайтом уже не владею. Кто-то там отдушину нашёл для собственных мыслей, кто-то нашел друзей на всю жизнь, кто-то создал семью, родились дети. Благодарных людей тысячи и это настоящий кайф. То же и на Югах, хотя здесь нет такой обратной связи, нам даже комментарии пришлось закрыть. Но нередко знакомые и незнакомые мне говорят, что для них Юга остаются чуть ли не единственным нормальным сайтом или основным сайтом, который они всегда читают. Значит, им это зачем-то нужно.

Часть V. Сегодня и завтра

Что вообще происходит сейчас с Югами?

С ними всё хорошо, хотя и сложно пока. Не из-за наших проблем – в этом плане наоборот, у нас всё отлично. Юга работают как швейцарские часы, достаточно зарабатывают, не изменяя своим принципам. Но нет живого общения, коллектив растворился в этой ковидной пандемии, почти все работают из дома, не видя друг друга. Это непривычно и тоскливо. В офисе сидят всего два-три человека по очереди, плюс наша несгибаемая бухгалтерия – Оксана Владимировна и Аня, которых я обожаю.

Несмотря на трудности карантинного периода, Юга сумели перестроиться, найти силы и возможности в каждом ковидном месяце выходить в плюс.

После прихода соцсетей не стоило ли уйти больше в ту сторону?

Возможно, стоило, но это немного другая работа и на все такие опыты нужны специалисты и бюджет, которого нам не всегда хватало. Малобюджетные варианты мы пробовали и пробуем, но сейчас уже выход на популярность в соцсетях стал значительно дороже, чем в начале. Признаю, что некоторые интересные форматы мы упустили. Понятно, что люди сейчас отходят от потребления формата классического СМИ, жизнь растаскивает их по другим площадкам.

Тогда такой вопрос: а есть ли будущее именно «портальное»?

Портального будущего я не вижу не только для нас, но и ни для кого, за исключением суперприбыльных гигантов, которые могут себе это позволить – таких как Google, Apple, Amazon, Alibaba etc. Распыляться сейчас не стоит, и вернее придерживаться своей специализации. Возможно, появится что-то интересное в этом направлении. Но нехватка новых идей, по объективным причинам, это проблема не только Югов. Это проблема традиционных СМИ в целом. Будем стараться в этом мире жить.

Выживать стало гораздо труднее. И я имею в виду не только изменения в формате СМИ.

Почему? Финансово мы нормально живем. С другой стороны, конечно, жизнь СМИ усложнилась – издания и журналисты признаются иноагентами, много организаций признаны нежелательными, экстремистскими, на них нельзя ссылаться, их нельзя цитировать и т.д. В плане соблюдения новых законов стало опаснее, можно попасть на большой штраф, а при повторном нарушении оказаться перед опасностью закрытия. Поэтому приходится все тексты с полной ответственностью проверять и перепроверять, чаще пользоваться услугами юриста.

Юга.ру тремя словами.

Место для жизни.

Для жизни тех, кто его делает и кто его читает.

"