Posted 19 января 2021,, 21:38

Published 19 января 2021,, 21:38

Modified 25 декабря 2022,, 20:57

Updated 25 декабря 2022,, 20:57

Иностранная платформа для моделей АвтоВАЗ: конец или новое начало?

Иностранная платформа для моделей АвтоВАЗ: конец или новое начало?

19 января 2021, 21:38
Евгений Мельченко
Фото: Евгений Мельченко
В последнее время многие автомобилисты и люди, близкие к проблемам автомобильного рынка, задались вопросом: что будет с нашим родным Волжским автомобильным заводом в ближайшем будущем.

Поводом для беспокойства стало известие о том, что в рамках альянса с Renault будут объединены инжиниринговые разработки для брендов Lada и Dacia (румынская марка автомобилей). Новости неоднозначные, и принятые автолюбителями по-разному, в зависимости от точки зрения на ситуацию. Попробуем и мы проанализировать это решение руководства французской и российской компаний.

Что это значит в практическом плане?

По сути, это значит, что совсем скоро (к 2025 году) модели седанов Lada Vesta и Granta, а также внедорожников Lada 4x4 и Niva, получат новые платформы. То есть, будут построены на совершенно иной основе, нежели это делается сейчас. Предлагается устанавливать «тележку» CMF-B на все модели Lada и Dacia. Сейчас такая платформа используется на моделях Renault Logan и Sandero. Разработкой всего этого «добра» занимались за пределами РФ, что означает и производство узлов (запасных частей) за пределами России. То есть, наши комплектующие остаются не у дел. Либо требуется с нуля локализовать сборку или производство иностранных узлов и деталей у нас.

Негативный сценарий

Многие пользователи волжского автопрома на новость отреагировали с саркастической улыбкой: мол, наконец-то отечественным недомашинам придет конец, и они превратятся во что-то реально стоящее. Но тут же кроется и главная ошибка таких суждений, так как что-то стоящее и будет стоить достаточно дорого. Какая модель сейчас доминирует на российском авторынке? Правильно, это — Lada Granta. Это автомобиль, который может себе позволить (иногда, даже в кредит) среднестатистический российский автовладелец. Возникает вопрос: а останется ли на рынке модель, которая именно для людей? Для тех, кто более 500 тысяч рублей на новую машину из семейного бюджета выделить не может.

Ко всему прочему прибавляется и другая проблема: отказ от отечественных инжиниринговых разработок, по сути, от автомобильных конструкторских бюро, приведет к исчезновению нашего легкового автопрома, в принципе. Таким образом, АвтоВАЗ станет просто частью глобального разума Renault на российском рынке, снизит количество моделей и объемы продаж. Для французов в совокупности рынков, где они присутствуют — это будет нормой. Но для российского автопрома это грозит отсутствием на рынке недорогих машин, падением этого самого рынка, потерей огромного количества квалифицированных инженеров и рабочих мест не только на предприятии АвтоВАЗ, но и в огромном количестве его поставщиков и партнеров (их более сотни). АвтоВАЗ перестанет существовать, растворившись в Renault, где останется локализованный бренд Lada для России. Стоит отметить, что и сейчас «Лады» — это далеко не чисто российский продукт, но и российского «железа» там пока еще немало. Кстати, сокращение модельного ряда альянса в России с 18 до 11 моделей уже анонсировано.

Положительный сценарий

В случае положительного развития событий можно предсказать повышение качества собираемых на Волжском предприятии автомобилей, но и их удорожание. Несмотря на это, будет расти покупательская способность населения, которое сможет покупать качественные машины без оглядки на ценник. Давайте попробуем нарисовать себе в воображении такую историю. Замена платформы и перенимание иностранных технологий на «наши рельсы» приведет к повышению конкурентоспособности бренда Lada в Европе и на иных рынках, что повысит уровень мировых продаж предприятия АвтоВАЗ. Продажи за рубежом покроют некоторые потери на внутреннем рынке, но это — нормальный экономический процесс. Наконец-то, поколения моделей Lada будут меняться раз в 4-5 лет, а не выпускаться по 40 лет. А водители смогут каждые те же 4-5 лет менять свою устаревшую «Жигуляшку» на новенькую, с полным набором систем безопасности или даже с автопилотом и электроприводом.

Итог

Но будем реалистами. Это тот самый процесс под названием «глобализация рынка». История получается для нашего автопроизводителя не совсем радужной, но в рамках альянса с Renault — вполне предсказуемой. Стоит понимать, что проблемы российского автопрома, инженерной школы и потребительской способности населения России, французов не очень волнуют (от слова «совсем»). Им необходимо проводить унификацию производства на глобальном рынке, чтобы сократить количество издержек и повысить доступность своих автомобилей. А Россия — это лишь очень маленькая и, стоит признать, слабая часть этого огромного автомобильного муравейника. Осуществляется вполне понятная стратегия, которая может покончить с нашей компетенцией в легковом автопроме. Но тут возникает более сложный вопрос для иного рода обсуждений: а были ли эти компетенции у нас вообще?

"