Рост стоимости проезда в общественном транспорте Краснодара: почему так и что делать

Рост стоимости проезда в общественном транспорте Краснодара: почему так и что делать

Рост стоимости проезда в общественном транспорте Краснодара: почему так и что делать
Аналитика

15 ноября 2021, 14:39
Евгений Мельченко
Фото: Новые Известия Кубань
В Краснодаре планируют на некоторых маршрутах повысить стоимость проезда в городском транспорте.

Эта мера, естественно, вызвала массовое недовольство горожан, которые пользуются общественным транспортом. Ценник на проезд может вырасти на 5 рублей, в зависимости от маршрута. Так, например, в социальных сетях уже появились фотографии объявлений с маршрута номер 62, который планирует поднять стоимость в конце ноября именно на 5 рублей.

Почему повышается стоимость проезда

Последнее повышение ценника на проезд было совсем недавно: в январе текущего 2021 года. Тогда ценник вырос на 2 рубля. Вместе с коммерческими перевозчиками, подняло стоимость на проезд тогда и КТТУ. Тогда повышение объясняли общим ростом цен на топливо и запчасти.

В настоящее время стоимость проезда в общественном транспорте (в основном) составляет 30 рублей.

Сейчас рост цен на рынке запчастей продолжается. Более того, продолжается он постоянно и достаточно на внушительные величины. Запчасти выросли в цене за год на величину от 5 до 25 процентов. Рост ценника на топливо также не стоит на месте, но он не такой, каким его сейчас многие пытаются показать. Ценник с начала года вырос на 5%, не более. Ни о каких 15% речи не идет. Да, газ вырос ощутимей: примерно на 20%. Но этот вид топлива изначально дешевле бензина (пока ещё). Ниже данные роста от benzin-price.ru по Москве. В Краснодаре рост составил 4% с начала года.

Вид топлива Январь 2021 Октябрь 2021
Аи-92 43,60 45,73
Аи-95 48,08 50,80
Газ 26,43 33,29

То есть, желание поднять проезд, казалось бы, логично. Союз транспортников Кубани именно так это и объясняет. Растет цена на запчасти и топливо — растет цена на проезд. Плюс ко всему, пассажиропоток снизился на 20%, по утверждениям перевозчиков (что сильно сомнительно при постоянном и стремительном росте численности населения города). Обоснованным тарифом на газовом транспорте называется 35 рублей 60 копеек, на дизельном — 46 рублей. Как бы то ни было, в любой ситуации с поднятием тарифов перевозчики аргументируют свои решения, прикрываясь законом 220 ФЗ. Согласно этому закону, у нас тариф не регулируется. Каждый перевозчик регулирует ценник сам, во что горазд.

В пример также не совсем, на наш взгляд, обосновано ставят Ростов-на-Дону, где рост стоимости составляет 7 рублей. Однако тут же стоит отметить, что после этого повышения стоимость проезда по улицам нашего северного соседа составит 32 рубля при оплате наличными и 30 рублей — при оплате безналом. В электротранспорте и вовсе стоимость проезда составляет 23 рубля.

Что делать?

Вариантов, на самом деле, несколько. Более того, можно использовать комплексный подход к проблеме. В первую очередь — это система бесплатных пересадок. То есть, человек ездит на работу постоянно с пересадкой в одном направлении. Он оплачивает по единому тарифу проезд в первом транспорте, и пользуется тем же билетом в том, куда пересаживается. Такие системы в России есть, и они прекрасно работают. Это привлекает людей пересаживаться на общественный транспорт, так как стоимость проезда становится резко меньше, чем на личном автомобиле.

Естественно, также должно быть больше льгот. «Пусть проезд будет бесплатным для отдельных категорий граждан: федеральных льготников, детей до 16 или 18 лет (сейчас до 7 лет). Это вполне рабочая норма. Кроме того, нужны более предметные скидки для студентов. В ряде регионов для них уже установлены скидки в 50 процентов. Более половины регионов такие законы приняли, остальные пока нет», — отмечает председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин.

Иной подход к перевозкам

Тут же стоит отметить примеры некоторых городов в другом направлении. Есть города, где в настоящее время работает система так называемых транспортных брутто-контрактов. Примерно такая система работала в советское время. Она заключается в том, если говорить проще, что администрация города заключает договор с перевозчиком на основе закупки авточасов работы перевозчика на маршрутах. Люди платят за проезд, деньги возвращаются в бюджет. Схема достаточно простая. Да, тут же будет необходимо вводить жесткий контроль самих перевозчиков на линии и контроль оплаты проезда (со сборами у нас проблема). Наверное, стоит уже сделать интерактивную карту перемещения транспорта по примеру той же Москвы, чтобы избавиться от маршруток-призраков, когда по факту на линии работает меньше машин, чем числится. В целом, придется много что менять. По сути, менять всё.

Кстати, эту форму организации перевозок подразумевает тот самый Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ. Одна проблема в этой схеме — издержки берет на себя администрация города. Или края, если эта система будет введена повсеместно в регионе. Захотят ли власти компенсировать затраты на перевозки, есть ли на это средства в бюджетах на разных уровнях. Вот вопрос.

Конечно же, в случае таких контрактов, не обойдется и без недовольства перевозчиков. В Архангельске вороватые маршрутчики буквально сорвали реформу и переход на эту систему, отказавшись добросовестно работать на таких условиях. В Новокузнецке они сорвать реформу общественного транспорта не смоги: там власти просто наняли перевозчиков из других регионов, раз свои становятся в позу. Как итог, проезд в городском транспорте сейчас стоит около 20-ти рублей. Сомневаемся, что в Кемеровской области на 40% дешевле бензин и в два раза дешевле запчасти или услуги по ремонту транспорта.

Но тут дело даже не в ценнике, а именно в организации работы. В удобстве для граждан в плане тех же пересадок. В оптимизации маршрутов, исключении дублирующих и введении транспорта большой вместительности. В перспективах для города, который будет и далее разрастаться. Вспомним, например, проект 200-тысячного «нового города» на северо-востоке Краснодара.

Мечта о бесплатном проезде

Пока эта идея, действительно, остается только мечтой. Но её совсем недавно обсуждали в Минтрансе РФ. Возможной датой введения бесплатного проезда назывался 2035 год. Но для этого нужно было выполнить несколько условий. Главные из них — платный проезд для личного транспорта по большинству дорог, платные въезды в центр города, а также платные парковки в центре городов. То есть, стоит понимать, что это в настоящее время просто нереально в наших городах, и остается только мечтой.

Кто-то может назвать примером прибалтийский Таллин, где местное население передвигается в общественном транспорте бесплатно. Но сравнивать этот город с большинством наших городов совсем не корректно. Достаточно популярный у туристов город, где проживает всего 440 тысяч человек. С полуторамиллионным Краснодаром, куда продолжает набиваться всё больше народу, ничего общего. Хотя, например, для Сочи с миллионными туристическими потоками эта модель могла быть вполне применима. По крайней мере, стоило попробовать.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter