Posted 5 июля 2021,, 08:41

Published 5 июля 2021,, 08:41

Modified 24 декабря 2022,, 23:25

Updated 24 декабря 2022,, 23:25

ОСАГО без ТО: техосмотр отменили, но не отменили. Без него можно ездить, но нельзя

ОСАГО без ТО: техосмотр отменили, но не отменили. Без него можно ездить, но нельзя

5 июля 2021, 08:41
Фото: Новые Известия Кубань
С одной стороны, обязательный технический осмотр автомобилей в России отменили.

Технически, он не обязателен. Об этом говорят изменения в законодательстве, которые были внесены по указу президента России от 02 июля 2021 года (№ 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Документ вступит в силу уже 22 августа текущего года. С другой стороны, появляется очередной оксюморон российского законодательства и суровая действительность, которая диктует совершенно противоречивые условия существования на дороге. Ниже вкратце постараемся объяснить, почему сложилась такая неоднозначная ситуация.

Так, нужен техосмотр или нет?

Формально, для получения полиса ОСАГО теперь (с 22 августа) диагностическая карта, она же — техосмотр, не потребуется. Получай на здоровье, сколько душе угодно. Президент нас от такой «повинности» освободил. Получили полис, выехали на дорогу, остановил инспектор ДПС — нет проблем, всё в порядке, езжайте дальше. Полис на месте, диагностическая карта не нужна. Но случилась неприятная ситуация — дорожно-транспортное происшествие. Вызываете дорожного страхового комиссара или наряд ДПС. Оформляете всё, как нужно, едете в страховую компанию, и… вам отказываются покрывать ущерб.

Причина — отсутствие диагностической карты, которая говорит о прохождении технического осмотра. Может показаться, что здесь таится какой-то подвох. Ведь, полис ОСАГО есть, а выплаты — нет. Однако объясняется всё достаточно просто. По сути, ничего не изменилось. Без диагностической карты добиться выплаты по полису обязательного страхования будет сложно. Так было и ранее, так остается и сейчас. Единственное изменение — можно купить ОСАГО без техосмотра, и всё. «Страховая компания выдаст вам полис ОСАГО без диагностической карты. Судя по изменениям в законе, нет проблем. В ходе проверки автомобиля на наличие обязательных документов претензий не возникнет. Но, если попадете в ДТП, то шансы получить выплату в полной мере значительно снижаются. Страховщики часто парируют к изменениям в «Законе об ОСАГО», где отсутствие диагностической карты может попадать под регрессные требования к виновнику аварии. То есть, с выплатами без диагностической карты можно повременить. Например, отправить в суд соответствующее требование владельца полиса о выплате пострадавшей стороне», — прокомментировал ситуацию юрист Александр Погорелов.

«Техосмотр в нашей стране имеет явную коррупционную составляющую. И дело даже не в том, что за «легкое» прохождение с вас потребуют денег. Ваше дело, платить или нет. А в том, что огромное количество автомобилей, особенно отечественного производства, его вообще не пройдут. Каков средний возраст автомобиля в России? Я вам отвечу — более 13,5 лет. И это ещё нормальный вариант. Пройти по-настоящему техосмотр на 20-летней иномарке, а уж, тем более, сильно подержанной продукции российского автопрома — это редкость. Более того, исходя из особенностей эксплуатации автомобиля в условиях качества наших дорог и топлива, можно не пройти ТО даже на достаточно свежем автомобиле (сколы на лобовом стекле, побитые камнями стекла фар, некачественное топливо и так далее).

Тут же можно проследить и перспективу. Кто лидер по продажам автомобилей в России? Правильно — это отечественный производитель с огромным, чуть ли не двукратным преимуществом над корейскими коллегами из Kia и Hyundai. И дело даже не в этом. А в том, что через 5-7 лет (возможно, даже ранее) пройти техосмотр на продукции этого производителя будет также ой как сложно. Каков выход из ситуации? Он по-российски прост: будут покупать диагностические карты. Что, собственно, и происходило и ранее, когда существовал обязательный техосмотр. Помните ламинированные карточки на лобовом стекле? История аналогична, но протекает немного в ином, более современном воплощении», — прокомментировал ситуацию автомобильный журналист Евгений Мельченко.

Исходя из сложившейся ситуации, в социальных сетях многие читатели задают вопрос: зачем тогда вообще покупать страховой полис, если без техосмотра он не действителен, а техосмотр на своей старенькой «Шестерке» или 30-летней BMW я по правилам никогда не пройду? Не проще платить штраф пару тройку раз в год, когда тебя останавливают сотрудники ДПС? Дешевле выходит. И, согласитесь, вопрос имеет место быть уместным.

"