Posted 4 марта 2021, 23:50

Published 4 марта 2021, 23:50

Modified 24 декабря 2022, 23:25

Updated 24 декабря 2022, 23:25

Молодёжь тупеет? Почему в России стали меньше читать

4 марта 2021, 23:50
Есть такое мнение, которое бытует среди «взрослого» населения России последние несколько лет. Оно касается грамотности молодежи.

Слова о том, что «сидят в своих интернетах», вместо того, чтобы уму разуму набираться, слышны буквально каждый день. Особенно, это касается телевидения, которое, благо, молодёжь практически не смотрит. Но что приводит банальному отупению молодёжи, если такое имеет место быть? Хорошо это или плохо, когда люди живут «не так, как мы» в свои 16 лет? Возможно, книги они читают меньше, чем читали ранее. Но так может показаться на первый взгляд. И что считать этим самым «ранее»? В целом, вопросов достаточно много, но и ответы на них тоже могут найтись достаточно легко.

«Они не такие, как мы»

Это выражение можно встретить буквально на каждом шагу, в том или ином контексте. Понятно, что тема стара, как мир. Актуальна для каждого последующего поколения. Но «стали тупее» — это, всё-таки, неверное выражение эмоций. Молодёжь (а это примерно 16,5% населения), как и ранее, просто непонятна старшему поколению. Они стали меньше читать? Не будем брать кризисный 2020 год, когда объем выпускаемых книг рухнул примерно на 20%, а многие магазины просто закрылись по причине пандемии. Но, если возьмём 2019 год, то спрос на книги рос (+ 7% в год).

Другое дело — книга давно перестала быть основным источником информации. Здесь можно обратиться к известному литературному критику Галине Юзефович, которая также отмечает, что сегодня образованный человек — это далеко не тот, кто читает много книг. Тратить много времени на книгу стало достаточно дорого. Электронные источники информации часто удобнее: они позволяют потреблять информацию параллельно с другими делами. Также не стоит забывать отсутствие примера для молодого поколения. Их родители в 90-е годы пытались выжить, было не до книг. Хотя, это уже просто один из множества факторов. Для заметки: рынок электронных книг России — это сейчас примерно 10-12 от всего книжного рынка (+ 35% роста спроса за 2019 год).

Цены на книги

Этот фактор, пожалуй, можно было поставить и на первое место. Дело в том, что стоимость книги каждый год растет. Наценка в среднем по России в магазинах на книгу составляет от 100 до 120 процентов. А средняя стоимость книги составила 230 рублей. Об этом говорила примерно год назад Алина Ермолинская, представитель Роспечати. Тем не менее, есть сведения о том, что средний чек на книги для молодого поколения вырос уже до 742 рублей за издание. При среднем доходе (медианная зарплата) молодежи на уровне 22 тысяч рублей по России.

То есть, доступность книг — это также большая проблема для современных молодых людей. Что касается электронных изданий, то тут ситуация гораздо «лучше». В кавычках, потому что высокий спрос на электронные книги обеспечивается огромным процентом пиратского рынка: примерно 41% пиратских скачиваний приходятся на россиян в возрасте от 18 до 29 лет. Об этом говорит исследование компании Nielsen для антипиратской компании Digimarc. Как говорится, хоть так, чем никак. В России ещё можно получить доступ к знаниям бесплатно. Но это не значит, что мы поддерживаем такой подход: для авторов книг это, зачастую, означает бедность и банкротство. Вопросы к уровню жизни, но это уже иной разговор.

Технологичная «отмазка»

Это последняя причина, но родители молодых россиян часто ставят её на первое место. Тут имеется два интересных подхода, которые вполне могут друг друга дополнить. Это теории Кэмерона Селаха и Элвина Тофлера. Один утверждает, что нынешняя молодёжь попала под тотальную зависимость от потребности повышенного уровня дофамина — это такой нейромедиатор (гормон), который отвечает за психоэмоциональное состояние человека (даже формулой выражен — C8 H11 NO2). В целом, если не усложнять, то молодые люди не хотят «напрягаться», расстраиваться, так как в мире появилось много вещей, которые могут обеспечить «регулируемое счастье». Речь о соцсетях и играх, которые обеспечивают дофамином человека по полной. Книга такого насыщения гормоном не обеспечивает (за редким исключением). Получается, что они не виноваты. Мир таков, каков есть, и отставать от него нельзя.

Что касается теории Тофлера, то тут есть конкретная формулировка. Сейчас настал такой момент в развитии человечества, когда объем информации в разы превышает возможности человечества её обрабатывать. Естественно, это помеха для развития человека. Тем более, молодого человека с отсутствием навыков правильно фильтровать нужную информацию, которую он в силах «переварить» и осмыслить.

Случается просто перегрузка сознания, которое стремится оградить себя от дополнительной нагрузки уже подсознательно. В том числе, оградить от книг. То есть, молодое поколение сталкивается с неправильным подходом к их обучению. В этом уже виноваты не они, а их учителя, которые продолжают гнуть линию с «доисторическим» (досетевым) подходом к обучению. Получается, теперь условному школьнику не нужно заталкивать «Войну и мир» Толстого или вбивать костыль Достоевского в голову. Его сначала нужно научить правильно потреблять (фильтровать) информацию, чтобы тот самый Достоевский у него в голове отложился, как нужный в развитии контент, как признак хорошего вкуса, как классика мировой литературы, а не пролетел мимо, как непонятный набор букв. К сожалению, это понятно далеко не всем учителям.

Подпишитесь